Евгения Днепровская
Условия формирования межличностных отношений в педагогическом коллективе ДОО
▼ Скачать
В современных условиях постоянно растет интерес к явлению межличностных отношений в педагогическом коллективе. Данная проблема диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Публикация «Условия формирования межличностных отношений в педагогическом коллективе ДОО» размещена в разделах
Актуальность проблемы формирования межличностных отношений в педагогическом коллективе выявила существенное противоречие между реальной необходимостью формирования межличностных отношений среди педагогов в педагогическом коллективе ДОО и недостаточной изученностью и разработанностью ее предметно-педагогического содержания и не всегда эффективным использованием технологий формирования ее навыков у педагогов.
Выявленное противоречие обуславливает необходимость теоретической обоснованности и практической разработки условий по формированию межличностных отношений в педагогическом коллективе ДОО.
Проблема формирования культуры межличностных отношений в отечественной педагогике и психологии рассматривается в исследованиях таких ученых как Л. Г. Бузуновой, И. И. Диденко, К. Э. Казарьянца, К. А. Кисина, Н. Ю. Попиковой, М. В. Тарасова.
Мы рассмотрели ряд понятий, которые являются теоритической основой нашего исследования:
В "Словаре практического психолога" понятие "межличностные отношения" определяется как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга [2].
Б. Г. Ананьев определяет межличностные отношения как процесс познания участниками общения друг друга, саморегуляции поступков человека с учетом полученного знания, преобразования внутреннего мира участвующих в общении людей. [1].
Автор Н. Н. Богомолова предполагает, что межличностные отношения - это содержание процесса действия объективных общественных законов и отношений. Спецификой межличностных отношений является тот факт, что другой человек не является объектом отстраненного наблюдения и познания. Человеку всегда важно, как к нему относится другой, какова его реакция на обращения и поведение, мы всегда так или иначе сравниваем себя с другим, сопереживаем ему. Все это отражает нашу связь с другими людьми, степень нашей включенности в их переживания. Поэтому в межличностных отношениях и восприятии другого всегда отражается собственное Я человека [3].
Главная функция межличностных отношений - это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие взаимодействия. Межличностные отношения выступают необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Педагоги - психологи И. Н. Логвинов, С. В. Сарычев придерживаются мнения о том, что межличностные отношения в педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности. Авторы условно называют отношения, которые складываются между педагогами официальными и неофициальными. Первая - общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая - сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельными педагогами. Сущностью педагогического межличностного отношения является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь [4].
Для исследования межличностных отношений в педагогическом коллективе был проведен констатирующий эксперимент. Нами были использованы следующие методы: опросник межличностных отношений (Т. Лири, методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов (Е. П. Ильин, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, шкала принятия других (В. Фей). С целью объективности оценки экспериментальных данных задания выполнялись с каждым педагогом индивидуально.
Исследование показало, что в коллективе среди типов отношения к окружающим у педагогов (в контрольной группе) присутствуют поровну подчиняемый и дружелюбный типы. У некоторых педагогов (в экспериментальной группе) в отношении к окружающим преобладают такие негативные тенденции как пассивность, нежелание брать на себя ответственность, неуверенность в себе, недоверчивое отношение, наблюдается неготовность к сотрудничеству, следование только своим интересам. В межличностных отношениях педагогов отмечаются различные препятствия в виде недостаточной развитости эмоций, контроля над ними, преобладания негативных эмоций. Исходя из полученных данных в ходе констатирующего эксперимента цель формирующего этапа – проанализировать и обосновать оптимальные педагогические условия по формированию межличностных отношений в педагогическом коллективе.
Формирование межличностных отношений является важным условием для взаимодействия между педагогами в педагогическом коллективе. В педагогическом коллективе формируется отношение педагога к моральным ценностям, к окружающим людям. Поэтому целесообразно провести работу, направленную на формирование более гармоничных отношений, построенных на принятии, доверии, умении разрешить конфликты.
Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что условиями формирования межличностных отношений в педагогическом коллективе являются : 1. Формирование в педагогическом коллективе мотивационной установки. 2. Реализация в педагогическом коллективе различных упражнений, включенных в тренинг.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. о проблемах современного человекознания. СПб. : «Питер», 2002.- 267с.
2. Словарь практического психолога /сост. С. Ю. Головин- Минск: Харвест, 1998. – 240с.
3. Богомолова Н. Н. Специфика межличностного восприяти и массовой коммуникации / M. : МГУ,1981.- 195 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология / М. : Аспект Пресс, 1998.- 376 с.