Любовь Землякова
Мой педагогический опыт
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.
Взаимоотношение ребенка со сверстниками во многом зависит от его личностных особенностей, условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей.
Публикация «Мой педагогический опыт» размещена в разделах
Семью часто называют «школой чувств», так как в семье в общении с родными у ребёнка формируется способность к сопереживанию, с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент. И нужно учитывать такой момент, что влияние семьи на ребёнка происходит непрерывно, постоянно. Семья воспитывает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих, любопытных и внимательных глаз ребёнка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно ещё и помочь своему ребёнку воспринимать правильно окружающий мир.
От того, какая модель воспитания, взаимодействия существует в семье, зависит поведение ребёнка дома и в детском саду, его отношение к окружающим, формирование черт характера (Приложение 1).
Межличностные отношения – это связи, переживаемые каждым ребенком отдельно, они проявляются в характере и в том взаимном влиянии, которое оказывается детьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. От этих отношений зависит социально-психологический климат в коллективе.
Когда пришла работать в МБДОУ «Детский сад» п. Котельский, была сначала подменным воспитателем на подготовительной группе, затем выпустив её, стала основным воспитателем на группе раннего возраста. В конце года заметила существенные изменения в отношениях детей друг к другу, но к сожалению не в лучшую сторону. В течение дня возникало множество конфликтов между детьми. Вследствие чего появлялись обиды, неприязнь, злость, которая проявлялась не только жестами и выкриками агрессивного характера, но и физической силой. Были дети, которые вели себя агрессивно просто так, без какого-либо повода, начинали кричать и драться только при обращении к ним. Эти дети могли грубо разговаривать не только со своими сверстниками, но и с воспитателем и с родителями. Общаясь с родителями по поводу поведения детей в группе, пытаясь найти причину такого поведения, пути его коррекции, не видела должного внимания к этой проблеме. На всё были примерно одни и те же ответы: «Он и дома так же себя ведёт», «Ну я тебе дома задам», «Ты у меня получишь». На проявления такого поведения к себе (например, сопротивление, крики, истерики при одевании домой, некоторые родители или кричали на детей, или игнорировали. Я поняла, что необходимо начинать работу по формированию межличностных отношений детей, их положительного взаимодействия друг с другом. Причём первой ступенькой на пути к этому должна быть активная работа с родителями. Необходимо научить родителей понимать детей, активно слушать, грамотно реагировать на поведение, не бояться вступать с ними в диалог. Им нужна существенная помощь с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, о содержании и методах его воспитания, о правилах общения с ребёнком.