Баева Людмила Григорьевна
Условия для развития воображения детей дошкольного возраста
Условия для развития воображения детей дошкольного возраста
Возникновение и развитие воображения — социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизм воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, позднее речь. На втором году жизни главным средством развития воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши [13, с. 37].
Публикация «Условия для развития воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например, умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания. Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает в себя наряду со знаковыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полифункциональные: бросовый материал (коробки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их различным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение.
Развитие воображения тесно связано с освоением законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать в его отсутствие. Основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развить его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в не свойственные им ситуации, наделения их несвойственными функциями и соединение разнородных объектов в новый образ [9, с. 15].
Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их, прежде всего в продуктивных видах деятельности.
Формирование критичности мышления («Так бывает или нет») тоже вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии. Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения, и ситуаций, когда средства решения не определены [10, с. 125].
Позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения меняется в зависимости от возраста ребенка. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку рассматривать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по разному. В 4–5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которыми руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?»
Таким образом, условия для развития воображения детей дошкольного возраста это развитие воображения в совместной деятельности взрослого и детей. Старший дошкольный возраст является сенситивным (чувствительным) для формирования воображения. Для старшего дошкольника следует создавать такие условия, чтобы он встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.
Подводя итоги по первой главе, пришли к выводу, что воображение в дошкольном возрасте проявляется в приобретении произвольного характера, предполагающего создание замысла, его планирование и реализацию, становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Ребенок осваивает приемы, и средства создания образов воображения, переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Воображение в дидактических играх проявляется в самостоятельности, выборе средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном определении последовательности изложения того или иного материала.