Ольга Бурцева
Урок здоровья «День без ссор — крепкий сон»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий занятия
Тема: «День без ссор – крепкий сон».
Цель: Дать детям представлению о сне, о том, что сон – лучшее лекарство.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Выяснить значение сна в жизни человека;
- Научить детей соблюдать основные правила, чтобы у них был хороший и крепкий сон;
- Продолжить работу по расширению знаний о своём здоровье;
- Способствовать осознанному пониманию значения своего здоровья, необходимости заботиться о нём;
- Закрепить гигиенические навыки;
Публикация «Урок здоровья „День без ссор — крепкий сон“» размещена в разделах
- Выяснить, что спят не только люди, но и животные;
- Познакомить с трудом людей, занятых ночью.
Развивающие задачи:
- Развивать речь;
- Развивать творческое воображение при рассказывании о сновидениях.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей;
- Воспитывать желание и умение работать в коллективе;
- Воспитывать интерес к знаниям.
Методы и приемы:
1. Наглядный метод:
- приём показа предметов;
- приём показа способов действий (худ. -эст. разв.)
- приём использования ТСО.
2. Словесный метод включает следующие приё мы:
- беседа;
- художественное слово;
- сочинение.
3. Практический метод включает следующие приё мы:
- постановка задания;
- анализ результатов;
- контроль и регулирование.
4. Информативно-рецептивный метод включает следующие приё мы:
- рассматривание;
- наблюдение;
- образец воспитателя.
5. Репродуктивный метод включает в себя следующие приё мы:
- приём повтора;
6. Эвристический метод.
7. Метод имитации включает в себя следующие приё мы:
- приём игры.
Ход занятия:
1. Организационный момент и мотивация к учебной деятельности – 1 мин.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось,
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Открываем глазки, мне очень приятно, видеть ваши лица и добрые глаза. Давайте, начнем наше занятие со светлой доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.
2. Сообщение темы – 5 мин.
Начнем наше занятие с такого необычного задания. На доске вы видите картинки (воспитатель показывает картинки).
Кто изображен на картинках? (дети отвечают)
Что объединяет то, что нарисовано на картинках? (Дети приходят к выводу, что это сон)
А как вы думаете, что такое сон? (дети отвечают) (воспитатель обобщает)
(Сон – это состояние человека, при котором всё его тело замирает (засыпает, отдыхает.) Сон относиться к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье.)
Ребята, а знаете ли вы что-нибудь о сне? (дети отвечают)
Как вы думаете, зачем человек должен спать? (дети отвечают)
Давайте посмотрим на то, что же происходит с человеком во время сна? (На примере бодрствующего и отдыхающего ребенка ведется сравнение)
Предположим, что Ярослав – это спящий ребенок (укладываем его на диван, а Никита – нет. В чем отличие? (дети отвечают)
Воспитатель объясняет: Во время сна у человека отдыхают мышцы от дневной работы. Кости начинают расти – поэтому говорят, что дети растут во сна. Когда мы спим, наши органы продолжают работать. Мы дышим и легкие снабжают кислородом усталые ткани нашего организма. Наши мышцы, в том числе и сердечная мышца (сердце, отдыхают, чтобы наутро быть сильными и готовыми к работе. Во время сна к тканям поступают питательные вещества, накопленные в печени и других органах. Вот почему после ночного сна, если он, конечно, полноценен, мы встаём полными сил и готовые активно приняться за дела. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил. Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее», а в стихотворении Федора Ивановича Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи…»
3. Пальчиковая гимнастика – 1 мин.
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
(Загибают пальчики, начиная с большого. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками. «Лепят» комочек двумя ладонями. «Крошат хлебушек» Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной. Движения воображаемой ложкой. Руки под щеку.)
А сейчас послушайте стихотворение, и после прочтения ответьте на вопрос:
О чем это стихотворение? (воспитатель читает стих, дети слушают и отвечают на вопрос)
Засыпалка
Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
Мы столько сегодня прыгали,
Что больше совсем не хотим,
Чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
Чтоб завтра снова пуститься в путь!»
И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
Мы одевали, кормили и мыли,
И еще рисовали,
Вы знаете, как мы устали?»
И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился и помогал!
И ложку держать и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»
И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали,
Мы целый день
Всех внимательно слушали,
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
Если б поспали!»
И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Мы так устали, что аж защипали.
Мы столько сегодня видели,
А теперь хотим мы поспать,
Давайте нас закрывать!»
И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
Я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
Чтобы завтра опять
«Доброе утро» сказать!»
И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
Почмокал, почавкал и прорычал,
Я тоже очень устал!»
И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
Отдыхайте и спите,
А я буду вас охранять,
Спокойно дышать и дышать…»
4. Открытие новых знаний – 4 мин.
Так для чего нужно спать? (предположения детей)
Воспитатель объясняет: Все дело в том, что самый главный орган, которому нужен сон – это наш головной мозг. Это большой труженик. И чтобы он мог хорошо соображать, ему нужно отдыхать. Вспомните себя, когда вы не выспались, а утром вам нужно встать в садик, вас родители с трудом будят, вы буквально заставляете себя встать с постели. Легко вам или трудно? Это говорит о том, что ваш мозг не отдохнул и ему тяжело.
А как вы думаете, что происходит с ребенком, если он все время будет недосыпать? (предположения детей)
Воспитатель объясняет: Если ребенок недосыпает, его организм испытывает постоянную усталость и в результате начинает «ломаться» - другими словами начинает болеть, так как у него мало сил, чтобы бороться с вирусами.
Но не только это. Дети, когда не выспятся, становятся капризными и раздражительными. Кроме того в школе они, гораздо хуже, чем могли бы отвечают на вопросы учителя или вообще молчат, плохо справляются с заданием, у них ничего не получается – получают плохие оценки. А если недосыпание у ребенка все время, как будет обстоять дела с учебой?
Ученые установили, что у ребенка, который недосыпает, плохо работает желудок – он теряет аппетит.
Значит, от того как спит ребенок очень много зависит. Что же? (Учеба, настроение, здоровье)
А взрослые и дети спят одинаково по времени? (нет, дети спят больше, а взрослые меньше. Совсем маленькие дети, которые недавно родились, спят 15-18 часов в сутки. А ночной сон взрослого человека составляет 7-8 часов).
5. Физкультминутка – 1 мин.
Волшебник (Воспитатель имитирует движения, дети повторяют)
В лес пришел волшебник злой,
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как заданья выполнять.
Наконец они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья, – плясать,
Нам не надо унывать.
6. О снах – 4 мин.
Когда мы спим, нам иногда снятся сны. Ведь мозг и ночью остаётся активным. Однако мы не всегда вспоминаем свои сновидения! Бывают сны добрые, хорошие и нам не хочется просыпаться. А бывают страшные сны, в которых отражаются неприятности и страхи, пережитые в настоящей жизни.
Дети рассказывают о своих снах.
7. Игра – 4 мин.
Игра: «Какие предметы помогают тебе сладко спать»
Если я называю слово, которое обозначает предмет, помогающий вам сладко спать, вы хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Игрушки, пижама, яблоко, конфетки, подушка, кошка, простынка, салфетки, книжка, ложка, собачка, диван, карандаши, кровать, задачка, подушка, одеяло, бутерброд, матрац, погремушка.
Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы делаете перед тем, как лечь спать? (ответы детей)
Можно: - играть в настольные игры, - читать книги, - посмотреть передачу «Спокойной ночи малыши», - чистить зубки, - принимать душ.
Нельзя: - шуметь, - кричать, - играть в шумные, подвижные игры, - долго смотреть телевизор.
(Дети составляют правила. Запоминают их.)
8. Беседа о профессиях людей – 3 мин.
А все ли люди спят ночью? (ответы детей)
Почему не все могут спать ночью? (ответы детей)
Рассмотрите картинки (воспитатель показывает картинки с изображенными людьми разных профессий)
Людям каких профессий не приходится ночью спать? (ответы детей) (Полицейский, врач, пекарь, пожарный, спасатель, продавец, машинист, сторож)
Значит, люди этих профессий совсем не спят? (ответы детей)
Да, конечно, они спят, но только днём. Обойтись совсем без сна человек не может. После активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы: сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу. Поэтому спать нужно обязательно.
9. Беседа о животных – 4 мин.
Только ли люди должны спать? (ответы детей)
Где спят животные? (ответы детей) (В своих жилищах.)
А кто видел, как спят ваши домашние питомцы? (ответы детей)
Все ли животные спят ночью? (ответы детей)
Почему же некоторые животные не спят ночью? (ответы детей) (они добывают пищу)
А вы знаете, как спят животные? Все ли одинаково? (ответы детей)
Давайте рассмотрим фотографии.
Жираф: спит лежа и понемногу. Спящий жираф лежит, согнув шею, так что его голова покоится на нижней части задней конечности.
Сова: спит на ветке дерева, вцепившись когтями в ветку. Сова спит днем, т. к. ночью она охотится.
Белка: белки могут спать как угодно. Свернувшись клубочком в дупле, вытянувшись на ветке или развалившись в траве. В общем как им удобно.
Лошади: взрослые лошади могут спать стоя, а могут и лежа. Маленькие жеребята рядом с мамой спят вповалку.
Птички: могут спать в гнездах, а так же на ветке.
Щенки: могут уснуть, как им вздумается и где вздумается.
Как вы думаете, а по продолжительности сон у всех одинаковый? (ответы детей) (Ученым удалось выяснить, что больше всех спят африканские львы, один из которых спал в сутки по 20 часов. А мышь-малютка спит не более одного часа в сутки. А сколько часов в сутках? Некоторые животные, например сурки, медведи, впадают в спячку, чтобы накопить больше энергии для активной жизни, которая у них начнётся с приходом весны. Длится такая спячка целый сезон.)
10. Релаксация – 2 мин.
Ребята, вы поиграли, порассуждали, устали и вам нужно отдохнуть.
Возьмите подушки и ложитесь на ковёр.
(Воспитатель включает спокойную приятную музыку.)
Лягте удобно. Закройте глазки, вытяните ручки и ножки. Подумайте о тёплом солнышке, о зелёной травке и красивых весенних цветах. Улыбнитесь весёлым птичкам, ярким бабочкам и жучкам.
Представьте себе, что перед вами красивая поляна. На поляне растут душистые травы. Они колышутся под теплым ветерком, что-то шепчут вам на ухо. Постарайтесь услышать, что они шепчут. Может быть, они хотят рассказать вам о волшебном ручье. Вы слышите плеск воды ручья. Вы идете по мягким травам к ручью и видите, как струится прозрачная чистая вода по камешкам. A в воде плавают удивительные рыбки. Рассмотрите этих рыбок. Какие они? Вы спокойно и с интересом смотрите на них. Они улыбаются вам, они чувствуют себя уютно и безопасно. Опускаете руку в прохладную воду ручейка и ощущаете красивые камушки, которые лежат на дне маленького ручейка. Вам приятно, вы расслаблены и спокойны.
11. Рефлексия занятия – 1 мин.
Спасибо вам, ребята, за старание. Вы все хорошо поработали сегодня, молодцы!
Давайте вспомним, о чем мы с вами разговаривали. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие правила поведения нужно соблюдать перед сном?