МААМ-картинки

Урок толерантности для дошкольников

Корнева Галина Михайловна
Урок толерантности для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

общечеловеческой ценности, уважение к личности человека, с которым ты проводишь досуг, учишься, живёшь рядом и просто видишь и встречаешь в жизни;

Задачи:

1. Развивать компетентность учеников и толерантность

2. Развивать память, логическое мышление, речь, способности, волю, эмоции

3. Формировать умение самостоятельно пополнять знания путём чтения не только художественной, но и справочной литературы

Оборудование:

1. Оформление доски цитатами и выдержками

2. Групповые карточки – задания (для двух групп)

3. Индивидуальные тесты

Публикация «Урок толерантности для дошкольников» размещена в разделах

ДЕВИЗ ЗАНЯТИЯ: “Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила!”

Ход урока

Я не согласен с тем, что вы говорите,

но пожертвую своей жизнью,

защищая ваше право

высказывать собственное мнение.

Ф. Вольтер

I. Вступление

Тема нашего урока : “Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила”. Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Мы начинаем разговор о толерантности. Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что “толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности,

это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…”

В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв…, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Определение слова “толерантностьу разных народов на разных языках звучит по-разному:

– в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

– во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

– в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

– в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

– в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

– в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо) .

II. Основная часть

1. Беседа по вопросам

-– Какое из определений вам нравится больше всего?

-– Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?

-– А что же объединяет эти определения?

-– Почему так актуальна толерантность в наше время?

2. Задания по практике отношений

Задание №1.

Попробуйте оценить ситуацию.

– Какова ваша реакция?

– А теперь попробуйте быть толерантным.

Ситуации.

1. Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке…

2. Представьте, что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне и т. д.) …

3. Представьте, что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот…

4. Представьте, что на улице вы видите человека, одетого не так, как другие…

Резюме:

Одно из главных качеств – умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества и его поступки.

Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.

Умеем ли мы чувствовать других людей?

Умеем ли мы понимать чужую боль?

Умеем ли мы входить в положение другого человека?

С этого и начинается толерантность.

Задание №2.

Распределите нижеприведё нные варианты поведения людей или политики правительства по двум группам:

(на столах у присутствующих соответствующий наглядный материал и материал для работы, выбрать соответствующее утверждение)

УВАЖЕНИЕ человеческого достоинства

• Соблюдение законов страны

• Уважение и защита прав человека

• Равенство граждан перед законом

• Лишение возможности обучаться на родном языке

• Распространение негативных этнических стереотипов

• Дискриминация или призывы к ней

• Уважение культурных традиций других народов и религий

• Поиск общих интересов для разрешения конфликтов

• Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств

• Отказ от насилия в решении конфликтов

• Угрозы, запугивание (моральный террор)

• Физический террор, погромы, геноцид

• Стремление к сотрудничеству

• Участие к другим людям, сопереживание

• Депортации, принудительные выселения

УНИЖЕНИЕ человеческого достоинства

• Соблюдение законов страны

• Уважение и защита прав человека

• Равенство граждан перед законом

• Лишение возможности обучаться на родном языке

• Распространение негативных этнических стереотипов

• Дискриминация или призывы к ней

• Уважение культурных традиций других народов и религий

• Поиск общих интересов для разрешения конфликтов

• Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств

• Отказ от насилия в решении конфликтов

• Угрозы, запугивание (моральный террор)

• Физический террор, погромы, геноцид

• Стремление к сотрудничеству

• Участие к другим людям, сопереживание

• Депортации, принудительные выселения

Задание №3.

Чтение текста и ответ на поставленный вопрос.

Текст Лилиан Муур “Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду”.

(Текст на столах у детей. Чтение по ролям.)

Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда. Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он!

Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа!

Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он нашёл хорошую палку и повернул обратно к пруду.

– Может быть, Он успел уйти? – спросил Крошка Енот самого себя.

Нет, Он не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду. Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх большую палку и погрозил ею. Но у Того, КТО СИДЕЛ В ПРУДУ ТОЖЕ БЫЛА ПАЛКА. И Он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и убежал. Крошка Енот рассказал маме про Того, кто сидит в пруду.

– Вот что я тебе скажу, Крошка Енот, – сказала Мама Енотиха. – Вернись назад, но на этот раз не строй рож, не бери с собой палки, не бери с собой камня!

– Что же я должен делать? – спросил Крошка Енот.

– Только улыбнуться! – сказала Мама Енотиха. – Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.

Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ.

– В чём, по-вашему, смысл сказочной истории?

– Сформулируйте “обязательные условия” для начала диалога между людьми и предотвращения конфликта при контакте с новым человеком.

III. Самостоятельная практическая работа

И в заключении давайте попробуем понять, а насколько мы толерантны!

(Детям раздаются тесты, на которые они самостоятельно отвечают)

Тест

1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а) да;

б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.

3. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а) да;

б) нет.

4. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда неприятны люди, не умеющие себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже вам шутка неприятна, вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своём месте и делают не своё дело?

а) да;

б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за него (неё) .

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете?

а) уходите подальше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

IV. Подведение итога работы детей по тестам

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а

1. 0-4: вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать своё мнение другим. Чтобы достичь своей цели, вы часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, нежели вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

2. 6-12: вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли “брать горлом”, если можно победить более достойно.

3. 14-18: твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы это не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

V. Заключение.

Класс – это маленькая семья.

И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание

Публикации по теме:

Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности»Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности» «Цветок Толерантности» Сценарий праздника, посвященного Дню толерантности в подготовительной группе Цель: формирование уважительного.

Видео-урок «Как слепить улитку». Поэтапный урок лепки №4Видео-урок «Как слепить улитку». Поэтапный урок лепки №4 Лепка – «Улиточная семейка» 3+ На нашем уроке по лепки – «Улиточная семейка» Вы научитесь: 1. Рисовать по цветному фону. 2. Лепить объёмные.

Конспект интегрированного музыкального занятия с использованием ИКТ «Урок гнома-скульптора» для дошкольниковКонспект интегрированного музыкального занятия с использованием ИКТ «Урок гнома-скульптора» для дошкольников Конспект интегрированного музыкального занятия с использованием ИКТ «Урок гнома-скульптора» Занятие проводится в рамках проекта «Школа.

Открытый урок для дошкольников «Цветной эксперимент» (радуга)Открытый урок для дошкольников «Цветной эксперимент» (радуга) Цель занятия: Повторение таких слов,как "радуга","цвета радуги". Закрепление умения работы с гуашью и кистью. Материал для занятия: Поастиковые.

Видео-урок «Как нарисовать рыбку». Поэтапный урок эксперимент №4Видео-урок «Как нарисовать рыбку». Поэтапный урок эксперимент №4 Как нарисовать рыбку (поэтапный урок эксперимент № 4) Эксперимент – трансформация «Чудо-Юдо рыба» 5+На нашем уроке Вы научитесь: 1. Рисовать.

Видео-урок «Как сделать бобра из крафт пакета». Поэтапный урок эксперимент №6Видео-урок «Как сделать бобра из крафт пакета». Поэтапный урок эксперимент №6 Эксперимент- «Бобрята» 3+ Эксперимент с крафт пакетами Данный материал адресован, всем кто хочет научиться творчеству! А так же заботливым.

Видео-урок «Как слепить Осенний листочек. Поэтапный урок по пластилиновой живописи»Видео-урок «Как слепить Осенний листочек. Поэтапный урок по пластилиновой живописи» Как слепить Осенний листочек (поэтапный урок лепки № 6)Падают с веточки, золотые монеточки. (Листочки) Данный материал адресован,.

Видео-урок «Как нарисовать сирень красками. Поэтапный урок живописи» Как нарисовать сирень красками (поэтапный урок живописи №3) Живопись акварельными красками "Сирень" с детьми 3+ Данный материал адресован.

Всероссийский Урок мира. Единый урок «Россия, устремленная в будущее» 1 сентября 2018 г. Единый урок на тему: «Россия, устремленная в будущее» Цель урока: формировать у детей чувства патриотизма,.

Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущегоВоспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего Выступление и презентация на городском методическом объединении 1 слайд Воспитание толерантности у дошкольников, как ключевой компетенции.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Урок толерантности для дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2022 в 16:38
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок толерантности для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Корнева Галина Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД