Копылова Светлана
Урок русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС на тему «Разделительный мягкий знак»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок Русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС.
Тема : «Разделительный мягкий знак в словах»
Цели:
1. закрепить знания учащихся о разделительном мягком знаке;
2. отрабатывать умение отличать разделительный знак от мягкого знака – показателя мягкости согласных;
3. развивать орфографическую зоркость
4. познакомить с новым словарным словом «здоровье»;
5. развивать память, внимание, речь, логическое мышление;
Публикация «Урок русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС на тему „Разделительный мягкий знак“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
6. учить ребят бережно относиться к своему здоровью и укреплять его.
Оборудование:
1. Толковый словарь С. И. Ожегова;
2. карточка со словарным словом «здоровье»;
3. презентация с пословицами о здоровье для работы в парах;
4. карточки с загадками для работы в группах
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Постарайтесь все понять и внимательно читать.
II. Актуализация знаний
Устный словарный диктант в нетрадиционной форме.
Учитель:
- Ребята, предлагаю вам следующее логическое упражнение: «Друзья – Татьяна, Дарья, Илья – решили укреплять свое здоровье. : делать зарядку, бегать на коньках, кататься на лыжах. Дарье больше нравились коньки. Илья не всегда выбирал лыжи. Определите, как каждый ребенок укреплял свое здоровье?»
Дети:
- Мы знаем, Что Дарье больше всего нравились коньки, А Илья не выбирал лыжи. Значит Даша каталась на коньках, а Илья Делал зарядку. Остается Татьяна, она каталась на лыжах.
III. Определение и формулировка детьми темы и целей урока.
- Определите, на какое правило больше всего слов в нашем логическом упражнении и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (В нашем логическом упражнении больше всего слов на правописание разделительного мягкого знака, поэтому я думаю, что темой нашего сегодняшнего урока будет «Разделительный мягкий знак в словах»)
- Поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на уроке, учитывая, что сегодня последний урок по теме? (Я думаю, что сегодня мы должны повторить, когда в словах пишется разделительный мягкий знак и закрепить умение писать слова с разделительным мягким знаком.)
IV. Работа с правилом.
- Назовите из нашего логического упражнения слова, в которых пишется разделительный мягкий знак. (Разделительный мягкий знак пишется в словах Дарья, Татьяна, Илья, друзья, здоровье)
- Зачем его нужно писать в этих словах? (Он отделяет гласный звук от согласного)
- Скажите правило о правописании разделительного мягкого знака. (Разделительный Ь пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я.)
V. Минутка чистописания.
- Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдете в одном из слов нашего логического упражнения. Она находится в слове, которое объясняет, что решили сделать друзья. И обозначает в нем непарный звонкий твердый согласный звук. (Я считаю, что сегодня мы будем работать над написанием буквы р строчной и заглавной, потому что в слове здоровье, которое решили укреплять друзья, она обозначает непарный звонкий твердый согласный звук.)
На доске открывается запись: р Р Ра Ра Ра ре ря
- Посмотрите еще разна написание букв Р заглавной и р строчной. На что надо обратить внимание пи написании заглавной Р, соединений букв р, Р с другими буквами? (При соединении заглавной буквы Р пишут первый элемент, затем безотрывно пишем соединение и. только потом. Пишем второй элемент буквы Р).
На доске появляется цепочка: раррерррёрррри…
- Моя цепочка состоит из строчной буквы р и гласных букв. Количество букв р увеличивается на одну, а гласные буквы чередуются в алфавитном порядке. А теперь составьте свою цепочку. (рыррырррыррры, рораруорарур) (Дети сначала предлагают свои варианты цепочек, формулируя закономерность их записи, а затем записывают ее в тетрадь)
VI. Словарно-орфографическая работа.
1. Знакомство с новым словарным словом.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Оно есть в тексте нашего логического упражнения. В этом слове есть орфограмма, над которой мы сегодня на уроке работаем, а еще сочетание – ор-;
Какое это слово? (Это слово здоровье, потому что в нем есть сочетание –оро- и разделительный Ь, над написанием которого мы сегодня работаем.)
- Как вы понимаете слово здоровье? (Ответы детей)
А теперь обобщим все, что вы сказали о значении слова здоровье. (Ответы детей)
- В толковом словаре С. И. Ожегова (учитель показывает словарь) значение этого слова объясняется так: «Здоровье – это нормальное состояние, самочувствие организма человека». (На доску вывешивается карточка с новым словарным словом).
- Посмотри те на доску и прочитайте слово так, как мы будем его писать. Объясните написание данного слова. (В слове «здоровье» три слога, ударение падает на второй слог, в первом слоге непроверяемая безударная гласная буква «О», в этом слове пишется разделительный мягкий знак.
- Запишите слово в словарик и выделите все орфограммы.
2) Презентация. Работа с пословицами. Работа в парах.
В презентации на одних карточках начало пословиц, а на других концовка. Нужно найти подходящие карточки и соединить их линиями. Это работа в парах, можно советоваться и принимать решение вместе.
Если есть здоровье, здоровье несут.
Физкультура и труд дороже всего.
Ум да здоровье не надо и богатства.
- Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь найдите и прочитайте пословицу, в которой самое большое количество орфограмм. (Физкультура и труд здоровье несут)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Рассуждения детей)
- Запишите пословицу в тетрадь по памяти. Я оставлю на доске (презентация) только одно слово физкультура, так как его написание трудное.
- Какое задание вы могли бы выполнить с записанным предложением? (Могли бы найти главные члены предложения и подчеркнуть их.)
-Подчеркните главные члены предложения. (Проверка)
VII.Физкультминутка.
- А теперь отдохнем. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и если услышите слово, в котором есть разделительный мягкий знак, вам надо присесть, а если нет - прыгайте:
колосья, колос, брат, братья, прут, прутья, семья, семьи, крыло, крылья, улей, ульи.
VIII. Закрепление изученного материала.
Задание 1. Презентация. Работа в группах.
1) в п а е р ч е е н н ь ь е е
2) в р ь у ю ч г ь а и
3) д л и р с е т в ь ь я я
Для каждой команды эти ряды записаны еще на больших листах.
- Что здесь написано? (Здесь записаны буквы)
- Какое задание вы могли бы выполнить с этими буквами? (Составить из букв слова)
- А помогут нам в этом загадки. Посмотрите на доску.
Загадка-подсказка к первой сточке букв:
1. Эти сладости люблю, ими всех друзей кормлю. (варенье, печенье)
Загадка-подсказка ко второй строке букв:
2. В ней снег зимой летел кружа, весною в них журча бежал. (вьюга, ручьи)
Загадка-подсказка к третьей строке букв:
3. Они закутаны в кору и шепчут чем-то на ветру. (деревья, листья)
Подводим итоги, какая команда справилась с заданием лучше и быстрее.
- А теперь объясните, как каждая пара слов относится к теме здоровья? (Варенье полезно для здоровья, а малиновое варенье лечит от простуды. А я думаю, что варенье вредно для зубов, а от печенья становятся толстыми. Нашему здоровью не повредят ни печенье, ни варенье, если есть это в меру. Деревья и листья укрепляют здоровье. Они очищают воздух, вырабатывают кислород. Вьюга может нанести вред нашему здоровью. А весной нужно обходить ручьи стороной, чтобы не промочить ноги и не заболеть)
- Запишем эти слова в тетрадь с комментированием.
- Что объединяет все эти слова? (В этих словах пишется разделительный Ь)
- Расскажите, когда в слове надо писать разделительный мягкий знак? (Ответы детей)
- Приведите свои примеры.
Задание 2. Презентация. Индивидуальная работа.
Заячья, сорочье…
- Посмотрите внимательно. Что здесь написано? (Написаны слова)
- Сформулируйте задание, которое мы можем выполнить с этими словами. (Мы можем продолжить цепочку слов и к каждому слову подобрать подходящее имя существительное)
- Молодцы! Продолжите цепочку. ( Дети продолжают цепочку: например, заячья избушка, сорочье перо, медвежья берлога, лисья нора, воронье гнездо)
Задание 3.
- Ребята, укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе. Представьте себе, что в один из выходных дней вы пошли в лес на прогулку. Что вы могли там увидеть и услышать? При составлении предложений можно использовать слова из нашей цепочки.
1. В зимнем лесу мы увидели заячьи и лисьи следы.
2. На высокой сосне ребята заметили воронье гнездо.
3. Под раскидистой елью медвежья берлога.
4. Зимой в лесу далеко слышно сорочье стрекотание. И т. д.
- Молодцы, ребята. А теперь запишем два предложения в тетрадь. (С комментированием)
IX. Рефлексия. Итог урока.
- Какая у нас получилась прогулка? Какое у вас настроение в конце урока? Прогулка подошла к концу. Наш урок тоже близок к завершению. Как вы думаете, что мы должны сделать? (Мы подведем итог урока)
- Скажите, пожалуйста, чему мы сегодня научились на уроке? (Сегодня на уроке мы повторили правило о написании слов с разделительным мягким знаком и учились писать слова на это правило)
- Расскажите, в каких словах мы пишем разделительный мягкий знак? (Ответы детей)
- О чем мы говорили сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы говорили о здоровье. О том, как надо его укреплять, а что может принести ему вред)
- Как вы поняли, что такое здоровье? (Ответы детей)
X. Домашнее задание.
- Составить и записать два предложения, включив в них слова с разделительным мягким знаком.