Папки-передвижки

Урок русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС на тему «Разделительный мягкий знак»

Копылова Светлана
Урок русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС на тему «Разделительный мягкий знак»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок Русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС.

Тема : «Разделительный мягкий знак в словах»

Цели:

1. закрепить знания учащихся о разделительном мягком знаке;

2. отрабатывать умение отличать разделительный знак от мягкого знака – показателя мягкости согласных;

3. развивать орфографическую зоркость

4. познакомить с новым словарным словом «здоровье»;

5. развивать память, внимание, речь, логическое мышление;

Темочки:

6. учить ребят бережно относиться к своему здоровью и укреплять его.

Оборудование:

1. Толковый словарь С. И. Ожегова;

2. карточка со словарным словом «здоровье»;

3. презентация с пословицами о здоровье для работы в парах;

4. карточки с загадками для работы в группах

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Постарайтесь все понять и внимательно читать.

II. Актуализация знаний

Устный словарный диктант в нетрадиционной форме.

Учитель:

- Ребята, предлагаю вам следующее логическое упражнение: «Друзья – Татьяна, Дарья, Илья – решили укреплять свое здоровье. : делать зарядку, бегать на коньках, кататься на лыжах. Дарье больше нравились коньки. Илья не всегда выбирал лыжи. Определите, как каждый ребенок укреплял свое здоровье?»

Дети:

- Мы знаем, Что Дарье больше всего нравились коньки, А Илья не выбирал лыжи. Значит Даша каталась на коньках, а Илья Делал зарядку. Остается Татьяна, она каталась на лыжах.

III. Определение и формулировка детьми темы и целей урока.

- Определите, на какое правило больше всего слов в нашем логическом упражнении и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (В нашем логическом упражнении больше всего слов на правописание разделительного мягкого знака, поэтому я думаю, что темой нашего сегодняшнего урока будет «Разделительный мягкий знак в словах»)

- Поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на уроке, учитывая, что сегодня последний урок по теме? (Я думаю, что сегодня мы должны повторить, когда в словах пишется разделительный мягкий знак и закрепить умение писать слова с разделительным мягким знаком.)

IV. Работа с правилом.

- Назовите из нашего логического упражнения слова, в которых пишется разделительный мягкий знак. (Разделительный мягкий знак пишется в словах Дарья, Татьяна, Илья, друзья, здоровье)

- Зачем его нужно писать в этих словах? (Он отделяет гласный звук от согласного)

- Скажите правило о правописании разделительного мягкого знака. (Разделительный Ь пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я.)

V. Минутка чистописания.

- Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдете в одном из слов нашего логического упражнения. Она находится в слове, которое объясняет, что решили сделать друзья. И обозначает в нем непарный звонкий твердый согласный звук. (Я считаю, что сегодня мы будем работать над написанием буквы р строчной и заглавной, потому что в слове здоровье, которое решили укреплять друзья, она обозначает непарный звонкий твердый согласный звук.)

На доске открывается запись: р Р Ра Ра Ра ре ря

- Посмотрите еще разна написание букв Р заглавной и р строчной. На что надо обратить внимание пи написании заглавной Р, соединений букв р, Р с другими буквами? (При соединении заглавной буквы Р пишут первый элемент, затем безотрывно пишем соединение и. только потом. Пишем второй элемент буквы Р).

На доске появляется цепочка: раррерррёрррри…

- Моя цепочка состоит из строчной буквы р и гласных букв. Количество букв р увеличивается на одну, а гласные буквы чередуются в алфавитном порядке. А теперь составьте свою цепочку. (рыррырррыррры, рораруорарур) (Дети сначала предлагают свои варианты цепочек, формулируя закономерность их записи, а затем записывают ее в тетрадь)

VI. Словарно-орфографическая работа.

1. Знакомство с новым словарным словом.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Оно есть в тексте нашего логического упражнения. В этом слове есть орфограмма, над которой мы сегодня на уроке работаем, а еще сочетание – ор-;

Какое это слово? (Это слово здоровье, потому что в нем есть сочетание –оро- и разделительный Ь, над написанием которого мы сегодня работаем.)

- Как вы понимаете слово здоровье? (Ответы детей)

А теперь обобщим все, что вы сказали о значении слова здоровье. (Ответы детей)

- В толковом словаре С. И. Ожегова (учитель показывает словарь) значение этого слова объясняется так: «Здоровье – это нормальное состояние, самочувствие организма человека». (На доску вывешивается карточка с новым словарным словом).

- Посмотри те на доску и прочитайте слово так, как мы будем его писать. Объясните написание данного слова. (В слове «здоровье» три слога, ударение падает на второй слог, в первом слоге непроверяемая безударная гласная буква «О», в этом слове пишется разделительный мягкий знак.

- Запишите слово в словарик и выделите все орфограммы.

2) Презентация. Работа с пословицами. Работа в парах.

В презентации на одних карточках начало пословиц, а на других концовка. Нужно найти подходящие карточки и соединить их линиями. Это работа в парах, можно советоваться и принимать решение вместе.

Если есть здоровье, здоровье несут.

Физкультура и труд дороже всего.

Ум да здоровье не надо и богатства.

- Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь найдите и прочитайте пословицу, в которой самое большое количество орфограмм. (Физкультура и труд здоровье несут)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Рассуждения детей)

- Запишите пословицу в тетрадь по памяти. Я оставлю на доске (презентация) только одно слово физкультура, так как его написание трудное.

- Какое задание вы могли бы выполнить с записанным предложением? (Могли бы найти главные члены предложения и подчеркнуть их.)

-Подчеркните главные члены предложения. (Проверка)

VII.Физкультминутка.

- А теперь отдохнем. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и если услышите слово, в котором есть разделительный мягкий знак, вам надо присесть, а если нет - прыгайте:

колосья, колос, брат, братья, прут, прутья, семья, семьи, крыло, крылья, улей, ульи.

VIII. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Презентация. Работа в группах.

1) в п а е р ч е е н н ь ь е е

2) в р ь у ю ч г ь а и

3) д л и р с е т в ь ь я я

Для каждой команды эти ряды записаны еще на больших листах.

- Что здесь написано? (Здесь записаны буквы)

- Какое задание вы могли бы выполнить с этими буквами? (Составить из букв слова)

- А помогут нам в этом загадки. Посмотрите на доску.

Загадка-подсказка к первой сточке букв:

1. Эти сладости люблю, ими всех друзей кормлю. (варенье, печенье)

Загадка-подсказка ко второй строке букв:

2. В ней снег зимой летел кружа, весною в них журча бежал. (вьюга, ручьи)

Загадка-подсказка к третьей строке букв:

3. Они закутаны в кору и шепчут чем-то на ветру. (деревья, листья)

Подводим итоги, какая команда справилась с заданием лучше и быстрее.

- А теперь объясните, как каждая пара слов относится к теме здоровья? (Варенье полезно для здоровья, а малиновое варенье лечит от простуды. А я думаю, что варенье вредно для зубов, а от печенья становятся толстыми. Нашему здоровью не повредят ни печенье, ни варенье, если есть это в меру. Деревья и листья укрепляют здоровье. Они очищают воздух, вырабатывают кислород. Вьюга может нанести вред нашему здоровью. А весной нужно обходить ручьи стороной, чтобы не промочить ноги и не заболеть)

- Запишем эти слова в тетрадь с комментированием.

- Что объединяет все эти слова? (В этих словах пишется разделительный Ь)

- Расскажите, когда в слове надо писать разделительный мягкий знак? (Ответы детей)

- Приведите свои примеры.

Задание 2. Презентация. Индивидуальная работа.

Заячья, сорочье…

- Посмотрите внимательно. Что здесь написано? (Написаны слова)

- Сформулируйте задание, которое мы можем выполнить с этими словами. (Мы можем продолжить цепочку слов и к каждому слову подобрать подходящее имя существительное)

- Молодцы! Продолжите цепочку. ( Дети продолжают цепочку: например, заячья избушка, сорочье перо, медвежья берлога, лисья нора, воронье гнездо)

Задание 3.

- Ребята, укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе. Представьте себе, что в один из выходных дней вы пошли в лес на прогулку. Что вы могли там увидеть и услышать? При составлении предложений можно использовать слова из нашей цепочки.

1. В зимнем лесу мы увидели заячьи и лисьи следы.

2. На высокой сосне ребята заметили воронье гнездо.

3. Под раскидистой елью медвежья берлога.

4. Зимой в лесу далеко слышно сорочье стрекотание. И т. д.

- Молодцы, ребята. А теперь запишем два предложения в тетрадь. (С комментированием)

IX. Рефлексия. Итог урока.

- Какая у нас получилась прогулка? Какое у вас настроение в конце урока? Прогулка подошла к концу. Наш урок тоже близок к завершению. Как вы думаете, что мы должны сделать? (Мы подведем итог урока)

- Скажите, пожалуйста, чему мы сегодня научились на уроке? (Сегодня на уроке мы повторили правило о написании слов с разделительным мягким знаком и учились писать слова на это правило)

- Расскажите, в каких словах мы пишем разделительный мягкий знак? (Ответы детей)

- О чем мы говорили сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы говорили о здоровье. О том, как надо его укреплять, а что может принести ему вред)

- Как вы поняли, что такое здоровье? (Ответы детей)

X. Домашнее задание.

- Составить и записать два предложения, включив в них слова с разделительным мягким знаком.

Публикации по теме:

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС на тему «Разделительный мягкий знак»
Опубликовано: 19 июня 2023 в 20:36
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка во 2 классе по обновленным ФГОС на тему «Разделительный мягкий знак»» (включая файлы) размещена пользователем Копылова Светлана (УИ 2982732) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД