Приложение МААМ

Урок развития речи для 6 класса. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Какой подарок лучше?»

Лобанова Надежда Владимировна
Урок развития речи для 6 класса. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Какой подарок лучше?»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: ознакомить учащихся с особенностями типа речи рассуждение; формирование навыка построения доказательных рассуждений; формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение; подготовить к написанию сочинения рассматриваемого типа.

I. Повторение известного о сочинениях-рассуждениях.

– Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение)

- Как различать типы речи?

Публикация «Урок развития речи для 6 класса, Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему „Какой подарок лучше?“» размещена в разделах

Описание - тип речи, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос КАКОЙ?

Повествование - тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Рассуждение - тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

– Определите цели, которые стремится достичь человек, когда он: рассказывает, описывает, рассуждает?

Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?

Задание. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.

а) 1) Моя собака.

2) Зачем мне нужна собака?

3) Как мы однажды с собакой…

б) 1) Зачем нужно ходить в школу?

2) Мой счастливый школьный день.

3) Как я прогулял уроки.

в) 1) Как я играл в футбол.

2) Моя любимая игрушка.

3) Почему я люблю играть в футбол?

II. Коллективная разработка дискуссионной темы сочинения- рассуждения.

- В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение. Нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Об одной такой спорной ситуации рассказывается в тексте упр. 480.

Перечитаем текст упражнения и ответим на вопрос: о чем спорили внучка и дедушка? (Какой подарок лучше. Это и есть предмет спора.)

- Что же такое подарок?

III. Словарная работа.

ПОДАРОК –1. Вещь, которую дарят, подарили. Сделать, получить подарок. 2. перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности). Его приезд - настоящий подарок. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

- Какие бывают поводы к подарку? (обычаи и праздники; выражение признательности, благодарности; выражение любви или дружбы; выражение сочувствия)

Из истории подарка : На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме отдарить.

Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл - бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «Кого люблю, того дарю», «От милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых заключалась великая народная мудрость. А какие вы знаете пословицы и поговорки, может быть, загадки со словом «подарок?

На малом не взыщите, большого не ищите.

Дар — не купля: не хаят, а хвалят.

Подарки любят отдарки.

Дар дара ждет.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Дорог подарочек не выпрошенный.

Дарёному коню в зубы не смотрят.

IV. Формулирование и запись тезисов и аргументов.

- Итак, вернемся к упражнению и тому спору, который произошел между дедушкой и внучкой. Как должна поступить девочка: купить подарок или сделать его своими руками? Выскажите свое мнение и обоснуйте его.

Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни».

Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты.

При обсуждении поставленного вопроса дети высказывают такие суждения:

1. Прав дедушка, и этому существуют сотни подтверждений. Например, тот же магазинный подарок могут преподнести все приглашенные без исключения, в то время как собственный, сделанный тобой, будет особенным. Да и получателю приятно: ведь ты сам придумал эту вещицу, а значит, вложил свой труд. Так приятно знать, что кто-то готов пожертвовать личным временем ради тебя. Из всего вышесказанного исходит, что все-таки сделанный собственными руками подарок намного лучше купленного.

2. Дедушка - человек, много знающий и проживший долгую жизнь. То, что он посоветовал подарить подарок, сделанный своими руками, говорит о том, что он в своей жизни делал то же самое, и тем, кому он это дарил, было очень приятно. Во-первых, самодельный сюрприз сделан от души, и такой подарок греет человеку душу. Во-вторых, тому, кто делает подарок, не надо делать денежные затраты. Из этого следует, что такой подарок будет самым приятным и органичным, поэтому я считаю, что он дедушка дал правильный совет.

3. Другу лучше дарить купленные вещи, потому что ручную вещь он и сам сделать сможет. А если вы не знаете, что подарить, лучше следует спросить того человека, которому вы собираетесь дарить подарок. Если он и сам не знает, чего хочет, подумайте, что бы вы хотели получить в подарок на его месте. А вообще подарок не главное, а главное внимание.

V. Обсуждение возможного построения сочинения на тему «Какой подарок лучше

- Как можно начать такое сочинение? Если предмет спора ясен (как в рассмотренном случае, можно начать с формулировки тезиса, т. е. с ответа на поставленный вопрос: прав тот-то.

- Высказывая определенную точку зрения, желательно пользоваться выражениями типа Я думаю (считаю, что. По-моему,. ; если говорящий не уверен в том, что он во всем прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается, что.

- Во второй части сочинения — надо привести доказательства, аргументы (они рассматривались выше, а в конце сделать вывод. О чем можно в нем написать? Можно еще раз подчеркнуть тот тезис, который доказывался, например: «Таким образом (итак, значит., я считаю, что. Можно написать и о том, чему научило автора обсуждение этой ситуации, какие выводы для себя автор сделал.

Возможный план:

1. Тезис. Подарок, сделанный своими руками, лучше, чем купленный за деньги.

2. Аргументы.

а) в этот подарок вложена твоя душа.

б) он будет бережно храниться.

в) такой подарок надолго запомнится.

3. Вывод. Как бы ни был скромен твой подарок, он сделан своими руками, он доставит много радости.

VI. Запись материалов к предстоящему сочинению :

1. Я думаю (считаю, полагаю, что. По-моему, прав. Я убежден (уверен, что. Я не могу согласиться с тем, что. Мне кажется (думается, что.

2. Могут сказать (возразить, что. Сам себе противоречит.

3. Хочется подчеркнуть (сказать еще раз). Итак. Таким образом. Следовательно. Я понял, что.

VII. Составление устного рассуждения на тему, кто прав в споре.

Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.

VIII. Написание работ на черновики.

IX. Задание на дом: написать сочинение.

Публикации по теме:

Фотоотчет о классном часе «Урок доброты» для учащихся 2 классаФотоотчет о классном часе «Урок доброты» для учащихся 2 класса Цель: сформировать у учащихся представление о празднике «День Победы», в том числе, о величии бессмертного, героического подвига юных патриотов.

Сочинение ученицы 7 класса «Году театра посвящается» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чапаевская средняя общеобразовательная школа. Конкурсное сочинение «МОЯ РОДИНА.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Что лучше?… Кто какой?» Уважаемые коллеги! Закончить раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» хочу двумя темами. Это «ЧТО ЛУЧШЕ?» и «КТО КАКОЙ?» Первая тема будет представлена одним.

Конспект урока чтения и развития речи «Как белка готовится к зиме» для учащихся 2 класса с недостатками слуха Конспект урока чтения и развития речи Тема: «Как белка готовится к зиме» Г. Скребицкий Цель: продолжить работу над совершенствованием навыка.

Консультация для родителей «Какой конструктор лучше?» Все ли конструкторы одинаково полезны? Этот вопрос задают многие родители при выборе конструктора для своего ребенка. Но из-за множества.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Домашние питомцы» МБОУ Новоселовская ООШ Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние питомцы» Учитель: Олейникова Людмила.

Урок математики во 2 классе на тему «Свойства сложения» Тема: «Свойства сложения» Цель: Знакомство со свойствами сложения (переместительным и сочетательным). Совершенствовать вычислительные навыки.

Урок русского языка в 4 классе «Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов» Тема: Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок развития речи для 6 класса. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Какой подарок лучше?»
Опубликовано: 22 июня 2021 в 21:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок развития речи для 6 класса. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Какой подарок лучше?»» (включая файлы) размещена пользователем Лобанова Надежда Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД