Лобанова Надежда Владимировна
Урок развития речи для 6 класса. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Какой подарок лучше?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: ознакомить учащихся с особенностями типа речи рассуждение; формирование навыка построения доказательных рассуждений; формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение; подготовить к написанию сочинения рассматриваемого типа.
I. Повторение известного о сочинениях-рассуждениях.
– Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение)
- Как различать типы речи?
Публикация «Урок развития речи для 6 класса, Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему „Какой подарок лучше?“» размещена в разделах
Описание - тип речи, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос КАКОЙ?
Повествование - тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Рассуждение - тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
– Определите цели, которые стремится достичь человек, когда он: рассказывает, описывает, рассуждает?
– Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?
Задание. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.
а) 1) Моя собака.
2) Зачем мне нужна собака?
3) Как мы однажды с собакой…
б) 1) Зачем нужно ходить в школу?
2) Мой счастливый школьный день.
3) Как я прогулял уроки.
в) 1) Как я играл в футбол.
2) Моя любимая игрушка.
3) Почему я люблю играть в футбол?
II. Коллективная разработка дискуссионной темы сочинения- рассуждения.
- В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение. Нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Об одной такой спорной ситуации рассказывается в тексте упр. 480.
Перечитаем текст упражнения и ответим на вопрос: о чем спорили внучка и дедушка? (Какой подарок лучше. Это и есть предмет спора.)
- Что же такое подарок?
III. Словарная работа.
ПОДАРОК –1. Вещь, которую дарят, подарили. Сделать, получить подарок. 2. перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности). Его приезд - настоящий подарок. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.
- Какие бывают поводы к подарку? (обычаи и праздники; выражение признательности, благодарности; выражение любви или дружбы; выражение сочувствия)
Из истории подарка : На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.
На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме отдарить.
Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл - бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «Кого люблю, того дарю», «От милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.
В разные времена на Руси со словом подарок слагались пословицы и поговорки, в которых заключалась великая народная мудрость. А какие вы знаете пословицы и поговорки, может быть, загадки со словом «подарок?
На малом не взыщите, большого не ищите.
Дар — не купля: не хаят, а хвалят.
Подарки любят отдарки.
Дар дара ждет.
Не дорог подарок, дорога любовь.
Дорог подарочек не выпрошенный.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
IV. Формулирование и запись тезисов и аргументов.
- Итак, вернемся к упражнению и тому спору, который произошел между дедушкой и внучкой. Как должна поступить девочка: купить подарок или сделать его своими руками? Выскажите свое мнение и обоснуйте его.
Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни».
Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты.
При обсуждении поставленного вопроса дети высказывают такие суждения:
1. Прав дедушка, и этому существуют сотни подтверждений. Например, тот же магазинный подарок могут преподнести все приглашенные без исключения, в то время как собственный, сделанный тобой, будет особенным. Да и получателю приятно: ведь ты сам придумал эту вещицу, а значит, вложил свой труд. Так приятно знать, что кто-то готов пожертвовать личным временем ради тебя. Из всего вышесказанного исходит, что все-таки сделанный собственными руками подарок намного лучше купленного.
2. Дедушка - человек, много знающий и проживший долгую жизнь. То, что он посоветовал подарить подарок, сделанный своими руками, говорит о том, что он в своей жизни делал то же самое, и тем, кому он это дарил, было очень приятно. Во-первых, самодельный сюрприз сделан от души, и такой подарок греет человеку душу. Во-вторых, тому, кто делает подарок, не надо делать денежные затраты. Из этого следует, что такой подарок будет самым приятным и органичным, поэтому я считаю, что он дедушка дал правильный совет.
3. Другу лучше дарить купленные вещи, потому что ручную вещь он и сам сделать сможет. А если вы не знаете, что подарить, лучше следует спросить того человека, которому вы собираетесь дарить подарок. Если он и сам не знает, чего хочет, подумайте, что бы вы хотели получить в подарок на его месте. А вообще подарок не главное, а главное внимание.
V. Обсуждение возможного построения сочинения на тему «Какой подарок лучше?»
- Как можно начать такое сочинение? Если предмет спора ясен (как в рассмотренном случае, можно начать с формулировки тезиса, т. е. с ответа на поставленный вопрос: прав тот-то.
- Высказывая определенную точку зрения, желательно пользоваться выражениями типа Я думаю (считаю, что. По-моему,. ; если говорящий не уверен в том, что он во всем прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается, что.
- Во второй части сочинения — надо привести доказательства, аргументы (они рассматривались выше, а в конце сделать вывод. О чем можно в нем написать? Можно еще раз подчеркнуть тот тезис, который доказывался, например: «Таким образом (итак, значит., я считаю, что. Можно написать и о том, чему научило автора обсуждение этой ситуации, какие выводы для себя автор сделал.
Возможный план:
1. Тезис. Подарок, сделанный своими руками, лучше, чем купленный за деньги.
2. Аргументы.
а) в этот подарок вложена твоя душа.
б) он будет бережно храниться.
в) такой подарок надолго запомнится.
3. Вывод. Как бы ни был скромен твой подарок, он сделан своими руками, он доставит много радости.
VI. Запись материалов к предстоящему сочинению :
1. Я думаю (считаю, полагаю, что. По-моему, прав. Я убежден (уверен, что. Я не могу согласиться с тем, что. Мне кажется (думается, что.
2. Могут сказать (возразить, что. Сам себе противоречит.
3. Хочется подчеркнуть (сказать еще раз). Итак. Таким образом. Следовательно. Я понял, что.
VII. Составление устного рассуждения на тему, кто прав в споре.
Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.
VIII. Написание работ на черновики.
IX. Задание на дом: написать сочинение.