Алла Горынина
Урок по Однкнр для 5 класса по теме «Колокольный звон»
▼ Скачать + Заказать документы
(церковное пение, колокольный звон).
Класс – 5 класс.
Учитель музыки и ОДНКНР Горынина Алла Юрьевна.
Цель урока : показать значение колокольного звона в жизни русского народа, показать красоту православного церковного песнопения.
Задачи:
Образовательные: показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона, познакомить с видами колокольного звона.
Публикация «Урок по Однкнр для 5 класса по теме „Колокольный звон“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Показать выразительность и красоту православных песнопений.
Развивающие: развитие творческого воображения, расширение кругозора, знакомство с традициями русского народа.
Воспитательные: воспитание лучших гражданских качеств: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, чувство сопричастности времени. Отечественной истории.
Тип урока : расширение и углубление знаний.
Жанр урока : тематический.
Виды музыкальной деятельности: художественное восприятие музыки.
Методы:
-метод художественного контекста.
-метод музыкального обобщения
- метод размышления
- наглядно- слуховой
- практический
- эмоциональное воздействие.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная
- индивидуальная
Оборудование:
- компьютер
- проектор
- экран
- музыкальный центр.
Ход урока
Слайд 1.
- Ребята, вам хочется, чтобы у вас дома было красиво?
- А в нашем городе?
- А в школе? Все люди стремятся, чтобы их окружала красота. Сегодня мы поговорим о музыкальной красоте нашей Православной веры.
- Ребята, если у вас есть друг, который учится в обычной школе и ничего не знает о Православной вере, куда бы вы повели его в первую очередь, чтобы показать красоту Православия? (В храм.)
Действительно, самый красивый в мире дом - это дом Божий, или храм (учитель показывает фотографии русских православных храмов). И все в храме устроено таким образом, чтобы напоминало нам о Царствии Небесном, куда мы должны с вами стремиться всем своим духовным существом.
- Ребята, вы учитесь в школе, у вас есть уроки, на которых вы получаете новые знания, и перемены, на которых отдыхаете и играете. И вы бы, наверное, забыли бы обо всех уроках, если бы не звонок, который своим звоном напоминает, что пора собраться, настроиться на серьезный лад и продолжать учиться. Так же и в жизни, человек занят своими проблемами, и он бы, наверное, не вспомнил о храме, если бы не колокольный звон.
Возьмите свои колокольчики – это и звонок, собирающий вас на занятия и маленький образ православного колокола.
Слайд 2
Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольней или звонницей, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. Колокольня и звонница отличаются друг от друга.
Звонница (ср. Колокольня) — сооружение для подвешивания колоколов.
В отличие от колокольни, которая представляет собой сооружение башенного типа, звонница может иметь в плане вытянутый прямоугольник, являться стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма.
Звонницы были важным элементом древнерусского зодчества XIV—XVII веков.
Помимо эстетических, звонницы также часто предпочитались колокольням из практических соображений. Так, в прямоугольной в плане звоннице с внутренним пространством можно было разместить больше колоколов, чем на колокольне. Для звонниц обычно подбирают три группы колоколов. Большие - называются благовестники, средние - подзвоны, малые - зазвонные колокольчики. Звучание и тональность колокола зависят от веса, формы, качества литья. Сто одинаковых колоколов, отлитых на одном производстве, будут иметь неповторимый голос, звучать по-разному. Влияет и температура заливки, и то, как металл остывал. Искусство звонаря складывалось как из таланта, так из знаний канона, акустики, из умения правильно рассчитать силу удара.
Несмотря на кажущуюся прочность, колокол - хрупкое создание, для него, к примеру, опасна морозная погода. Давайте посмотрим, как происходит сложнейший процесс работы над созданием колокола.
Слайд 3. Видео фрагмент из фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв» и современное литьё колокола.
Слайд 4
Колокольня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма.
-Ребята, а знаете ли вы в каких случаях звонят колокола? (ответы детей)
1) созывают верующих к Богослужению;
2) возвещают не присутствующих в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения (пр. перед Евангелием);
3) собирают людей на народное собрание (вече) (в древние времена);
4) указывают звоном в ненастную погоду дорогу заблудившимся путникам;
5) оповещают звоном о какой-либо опасности или несчастье, например, о пожаре; в трагические для Родины дни звоном призывали народ на защиту Отечества;
6) оповещают звоном народ о победе, приветствуют победителей.
В 2008 году 5 декабря колоколами возвестили о смерти патриарха Алексия II.
Слайд 5
- Ребята, а вы знаете, где находится самый большой колокол в мире?
Самый большой в мире колокол Царь-колокол (весом 2 тонны) находится в Москве, в Кремле (отлит в 1733-1735 гг. отцом и сыном Маториными - Иваном и Михаилом). Он никогда не звонил и не был поднят на колокольню, так как пострадал во время пожара, от него отпал огромный кусок.
- Кто из вас был в Москве и видел Царь-Колокол?
Колокольные звоны, выражают разное настроение (грусть, радость, торжество) и используются в определенное время в течение церковного года.
- Ребята, а вам нравится колокольный звон?
Работа с раскладкой.
Ребята, у вас на партах лежит раздаточный материал, с которым мы с вами сейчас начнём работать. Посмотрите в свои листочки. На них перечислены основные современные колокольные звоны. Давайте их перечислим. А сейчас давайте попробуем по настроению этих звонов угадать какой из них прозвучал.
Вопрос: Как вы думаете, могут ли все эти звоны отличаться по характеру?
Слушаем звоны и угадываем.
Встречный звон (звонится при встрече святейшего патриарха, владыки, почётных гостей прав. Церкви)
- Как вы думаете, каким по характеру будет этот звон?
Будничный звон (звонится перед после будничных не праздничных богослужений).Более постой звон по сравнению с встречным.
Погребальный звон (Называют звоном памяти, во время которого вспоминают своих родных и близких, кого уже никогда не будет с нами рядом в живых, но память о них жива)
- Каков характер у этого звона? Почему?
Водосвятный перезвон и звон на крестный ход (звучит в великий праздник Крещения Господня)
Праздничный – Торжественный трезвон (в нём звучит радость торжества добра и веры Православной).Более быстрый, радостный, мажорный, весёлый, менее торжественный, чем Встречный.
Малиновый звон (это звон Пасхальной седмицы)
-Как вы думаете, почему этот звон называют малиновым? (малиновый – синоним слова красивый).
У звонарей есть понятие «благозвучие». Звонарь подбирает все колокола так, чтобы вместе они образовывали стройный звон - хор. Если какой-либо один колокол диссонировал с ними, он исключался из звона.
Звоны были музыкой для всех, своеобразным оркестром, слышавшимся на десятки вёрст окрест. Колокольный звон стал душой России и поэтому не мог не влиться в светское искусство, стать частью светской музыки. Русские композиторы включают, передают колокольные звоны в своих произведениях. посвящённых русскому народу. его истории. Это опера Мусоргского «Борис Годунов».Послушайте, как красиво передаёт оркестр звучание колокола и как органично и красиво включено звучание «живых» колоколов в оперу.
Слайд 6
О колокольном звоне написана не только музыка, но и многие поэты воспевали в своих творениях красоту колокольного звона.
Колокольный звон прекрасен, он говорит о красоте нашей православной веры. Но красота нашей православной веры и в другом.
- Отгадайте, что это? (Учитель включает запись церковного песнопения.)
Слайд 7.
Действительно, это церковное пение. Если вы приведете своего друга в храм во время Богослужения, то слух его поразит красивая музыка. Но запомните, ребята, в церкви никогда не используются музыкальные инструменты (ни пианино, ни скрипка, никакие другие). Музыка, которую мы слышим в храме, это музыка человеческого слова. Человек создан для общения с Богом. Разговор с Богом называется молитвой. В храме мы разговариваем с Богом, по-другому сказать молимся. В разговоре с Богом не должно быть ничего, что отвлекало бы наше внимание. Мы должны полностью все свои мысли, чувства, желания направить к Отцу нашему Небесному.
А еще ребята, мы поем в храме потому, что тем самым уподобляемся ангельскому миру, который непрестанно славословит, т. е. воспевает славу Божию
- Итак, почему в храме поют?
- Почему не используются музыкальные инструменты?