Гульнара Габдрахимовна Осипова
Урок по основам духовно-нравственной культуре народов России в 9 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : М. Карим. Жизнь и творчество. Трагедия «В ночь лунного затмения». 9 класс
Цель: продолжить знакомиться с творчеством М. Карима, показать значение личности М. Карима в литературе, искусстве республики, страны.
Задачи:
1. раскрыть идейное содержание трагедии «В ночь лунного затмения»
2. развивать умение анализировать поступки героев, давать характеристику героям.
3. формировать стойкую жизненную позицию
4. воспитывать уважение к культурному наследию башкирского народа.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Темочки:
- Моя Родина Россия
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Обьявление темы урока. Эпиграф. Тот счастлив, кто свободен изнутри!
Слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем рассматривать творчество великого башкирского писателя и поэта Мустая Карима. Творчество Мустая Карима, народного поэта Башкортостана стало эпохой в литературе. Мустай Карим относится к той плеяде писателей, которые вносят весомый вклад в золотой фонд нашей многонациональной литературы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика, - все его творчество подвластно его могучему таланту.
Составим план нашей работы, но прежде определим, что называется творчеством?
ТВОРЧЕСТВО- деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.
Каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он не просто механически выполняет свою работу, но и пытается внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.
Творчество непосредственно связанно с человеком, поэтому необходимо знать его биографию, само творчество, результаты творчества.
Главная тема каждого творца – это человек. Проблему жизни человека М. Карим рассматривает в трагедии «В ночь лунного затмения», которую и предлагает нам программа.
План урока
1. Проверка знаний сведений из биографии М. Карима
2. Обзор творчества
3. Вклад писателя в культуру Башкортостана, России, мира
4. Трагедия «В ночь лунного затмения»
Вопросы для повторения:
1)В каком году и где родился Мустай Карим?
2)Назовите высшее учебное заведение,которое окончил поэт?
3)Участвовал ли Мустай Карим в Великой Отечественной войне?
4)Как называлась первая книга поэта и в каком году она вышла?
5)Назовите прозаические произведения Мустая Карима
Одним из заметных достижений не только Мустая Карима, но и башкирской, всей мировой драматургии является разработанная и творчески реализованная концепция "внутренне свободного" человека. "Меня давно волнуют проблемы внутренней свободы человека, потому что человек, не став изнутри свободным, вообще не может быть свободным человеком. Все социальные и политические свободы мы завоевали с оружием в руках, а внутренняя свобода завоевывается по-другому, иными средствами. И человек может стать личностью, то есть внутренне свободным, только в борьбе с самим собой, в борьбе за свои принципы". Так Мустай Карим объясняет философскую проблематику трагедий "В ночь лунного затмения"
Прежде чем обратиться к рассмотрению проблемы произведения
Какой жанр драматического рода литератур мы называем трагедией (Траге дия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно.)
Дома вы должны были прочитать трагедию «В ночь лунного затмения»
Вспомним содержание трагедии. (пересказ по действиям)
О чем рассказывается в первом действии?
Действие происходит в далеком прошлом, в XVII веке, в башкирской степи, где правит старинным родом после гибели мужа богатая и мудрая женщина — байбисэ Танкабике. Жизнь ее протекает в заботах о семье и хлопотах по дому; подрастает младший сын Ишмурза, средний сын Акъегет, что обручен с красавицей Зубаржат, и старший сын Юлмурза вот-вот должен вернуться со службы белому царю, которого ждет не дождется молодая жена Шафак.
Среди степного народа обитает бедняжка Дивана (Юродивый, которого Аллах обидел разумом, — плод греховной любви Танкабики. Она вынуждена скрывать этот грех от рода, тайно горевать.
Разумно и справедливо течет жизнь на стоянке: вот скоро Акъегет женится на Зубаржат, скоро вернется из похода Юлмурза. Но не суждено было этому сбыться. Среди всадников, вернувшихся с войны, Юлмурзы не оказалось — он пал смертью храбрых.
О чем рассказывается во втором действии?
В роду свято соблюдали все обычаи, и по решению старейшин вдову Шафак должен взять в жены Акъегет, а Зубаржат отдать придется за малолетку Ишмурзу. Танкабике в смятении: наверное, Аллах ее наказывает за Дивану уже тридцать лет. И странник Дервиш, который остановился отдохнуть на стоянке, знает про эту тайну и грозится открыть ее, если она не отдаст ему Шафак.
О чем рассказывается в третьем действии?
В 3-м действии страсти накаляются: по законам рода заставили жить в одной юрте Акъегет и Шафак, Ишмурзу и Зубаржат. Но Акъегет и Зубаржат остались верны своей любви, тем самым нарушив законы предков. Разгневаны старейшины и Дервиш, твердившие, что смерть людей от хвори, засуха и голод — виной всем бедам Акъегет и Зубаржат. Грешников решили гнать из рода, если они не отрекутся от греховной любви. Но влюбленные остались верны своим чувствам и за это изгнаны из рода. Луна погасла — затмились души. И новая рождается луна.
Сердце матери разбито, но разъяренная толпа не слышит запоздалого раскаяния Танкабики.
( Фрагмент из эпилога: монолог Диваны.)
Дивана (останавливается перед Танкабике, хохочет).
А! Это ты, Танкэбике?
Что у тебя на шее? Бусы?
Нет, это не серебряные бусы,
а петля немудреного аркана.
Она тебя все душит, душит!
Орлица красноглазая не ты ли?
Зачем своих птенцов столкнула
в пропасть?
Под черной кручей кости их белеют.
Пойду похороню тобой убитых!
Хоть в юрте родились, хоть на скале,
А мертвых надо предавать земле.
Слово учителя. Давайте обратимся к эпиграфу. (Тот счастлив, кто свободен изнутри)
А как понять что человек внутренне свободный? свободный человек- счастливый человек.
Есть ли среди героев счастливые люди? (В этой драме счастливы лишь влюбленные Акъегет и Зубаржат, восставшие против рабства духа и изгнанные за свою любовь в степь на верную смерть)
Почему несчастливы другие герои (Все остальные несчастливы, поскольку не нашли в себе мужества бороться за свое счастье: растленные объедением, пьянством и собственной значимостью старейшины-аксакалы, повелевающие Акъегету бросить свою возлюбленную Зубаржат и жениться согласно обычаям предков на вдове своего брата. Несчастлива покорившаяся воле свекрови, а не своему сердцу, говорящему, что насильно мил не будешь, ждущая любви и материнства нежная Шафак Нерадостен и оглушенный быстротечным взрослением 12-летний «муж» Ишмурза. Зол и несчастлив монах-дервиш, отвергнувший Бога. Обладатель знаний, просчитавший, когда настанет лунное затмение, и использовавший дремучесть степных жителей в своих целях, намертво запутался в пучине собственных страстей, поскольку не имел ни Веры, ни Надежды, ни Любви).
Кого из героев вы считаете самым несчастным (Несчастнее всех была мать - Танкабике. Именно на ней были завязаны все нити печального рассказа. От решения Танкабике зависела судьба ее детей, из-за ее преклонения перед старейшинами и материальным положением в обществе разрушилось все самое дорогое материнскому сердцу.)
Отчего страдает Дивана (Он умеет распознать добро и зло, справедливость и неправду. Оттого и страдает. Пророчество юродивого стало явью: орлица вопреки всем законам природы, любви и здравого смысла сама столкнула своих птенцов в пропасть.)
Просмотр финальной сцены из фильма «В ночь лунного затмения».Режиссер Барас Халзанов
Вывод: Что же мешает счастью героев, что не дает им быть свободными? Выбрать: законы и обычаи предков, совесть, грех, внешняя свобода, трудолюбие, ум, физическая сила, страсть, неверие в Бога, покорность, любовь, верность)
В этой трагедии, которая заставляет думать, размышлять, сопереживать ставится проблема внутренней свободы человека. Человек, не освободившись от мелкого, корыстного не может быть личностью. Я остановился на событиях, - говорит автор, - в которых люди остаются победителями, хотя они гибнут. Мне хотелось показать моих сородичей, живших три столетия назад, людьми больших страстей, трагических судеб».
План нашего урока исчерпан. Подведем итоги.
Мы с вами изучили творчество М. Карима. Его хорошо знают в каждом доме, очень многие искренне любят волшебство его пера. Хорошо сказал о Мустае Кариме его друг Кайсын Кулиев: «Если бы я ничего не читал о Башкирии кроме книг М. Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и ее народ… Он тот поэт, который открыл нам, читателям, сердце и ум родного народа, донес до нас шуршание колосьев своей земли, запах ее хлеба, зажег для нас звезды того неба, которому удивлялся мальчик, лежа на земле».
Домашнее задание:подготовить сообщения о русских писателях С. Т. Аксакове,М. А. Чванове-наших земляках