марина карагулова
Урок основы смыслового чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Основы смыслового чтения 5 класс Дата проведения___
Тема урока : Чтение и анализ текста «Русский арьергард и французский авангард». Задания и вопросы.
Цель урока :
Создать условия для создания текста как продукта речевой деятельности
Задачи:
- активизировать знания по теме «Текст», «Виды речевой деятельности».
- формировать умения учащихся создавать на основе видов речевой деятельности текст;
- содействовать дальнейшему совершенствованию навыков грамотной устной и письменной речи.
Публикация «Урок основы смыслового чтения» размещена в разделах
Оборудование урока : проектор, компьютер с аудиоколонками; мультимедийная презентация с аудио и видео сопровождением, карты памяти, опорный словарь, раздаточный материал
Личностные УУД:
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
•уважение к другим народам и принятие их, межэтническая толерантность;
•уважение к ценностям семьи;
•потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании
•элементарные представления о культурном достоянии англоязычных стран
Регулятивные УУД:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
Коммуникативные УУД:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
• основам коммуникативной рефлексии.
Познавательные УУД
• преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка тетрадей с письменной работой.
3. Работа по теме урока.
Русский арьергард и французский авангард.
24 августа на Новой Смоленской дороге появились запылённые полки русского арьергарда. По дороге на Валуево невдалеке от Шевардинского редута, прошли славные полки 3-й пехотной дивизии Коновницына: сначала 20-й егерский, потом Муромский, Ревельский, Черниговский. Солдаты шли с усталыми лицами, но бодро. Им было приказано сдержать французов, пока вся Кутузовская армия не дойдёт до Бородинской позиции. Они удерживали авангард Мюрата, отбивали атаки пехоты. Дрались у Гриднева, у Колоцкого монастыря и теперь, выполнив всё, что от них требовалось, шли в расположение главных сил армии.
Несколько позднее гуськом, с пиками у стремян потянулись по обочине дороги две цепочки конников лейб-гвардии казачьего полка.
А потом появились французы.
Между дорогой на Валуево и Шевардинским редутом протекала Колоча. На её правом берегу в кустарниках были спрятаны цепи русских егерей.
Когда передовые разъезды французов промчались к деревне Валуево, по береговым кустарникам Колочи словно пролетел ветер. В кустах зашелестело, в листве их заблестели ружья. Потом всё стихло.
Из лесу на дорогу выехали эскадроны французских кирасир. Вслед показались колонны пехоты в синих мундирах.
Егеря дали залп. Над кустами взвились дымки от выстрелов.
На редут вынесся командир Шевардинского отряда генерал Горчаков-2-й. Он резко остановил коня. Подскакавший адъютант подал подзорную трубу. Но она не понадобилась: неприятель был отчётливо виден и без неё.
Горчаков оглянулся на свои подтянувшиеся сразу роты и эскадроны, увидел обращённые к нему лица, приосанился и сказал: «Пришла пора для каждого из нас исполнить свой долг!» Горчаков знал, что сейчас на Бородинском поле нет ни одного русского солдата, которому надо было напоминать о долге перед родиной, о том, что позади Москва.
Генерал оглядел ещё раз ряды защитников редута, улыбнулся и, привстав на стременах, неожиданно потряс над головой кулаком.
По рядам прокатился весёлый смех. Мальчишеский задор генерала передался солдатам.
Задания.
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Докажите, что это текст. Выделите его основную мысль.
2. Выделите паузы различной продолжительности.
3. Разделите текст на смысловые части.
4. Найдите словосочетания с военной терминологией.
5. Произведите фонетический анализ последнего предложения.
Вопросы.
Кому было приказано сдерживать натиск французов, пока русская армия не дойдёт до Бородинской позиции?
Где расположились цепи русских егерей?
Кто командовал Шевардинским отрядом?
Как командир подбодрил защитников редута? Почему они засмеялись?
Какие качества русского воина отобразил автор текста?
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
- Как вы справились со своей работой?
- Что нового узнали?
- Понравилась ли вам работать с текстом?