Александра Кишляк
Урок окружающего мира в 3 классе «Биосфера» по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру
Тема: «Биосфера – живая оболочка планеты»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о способах прогноза погоды; формирование умений определять погоду, с помощью синоптической карты.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать, что такое «биосфера» ;
- знать о границах распространения жизни в сферах Земли;
- уметь определять среду обитания у животных.
Личностные:
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.
- Уметь получать информацию из практической деятельности.
- Быть толерантным к мнению одноклассников.
Тип урока : «открытие» нового знания
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Чудинова Е. В., Букварева Е. Н., 3 класс, 2 часть (УМК «Э-Д», учебная презентация, раздаточный материал.
Этап урока
Методы и приемы Хроно-
метраж Содержание урока Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Этап самоопределения к деятельности
Словесный: беседа; 1-2 мин. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алена Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Посмотрите, все ли есть у вас на партах.
- Садитесь.
-На уроке вы должны слушать внимательно, а работать старательно.
И тогда к вам обязательно придёт успех. Готовят рабочее место. Приветствуют учителя и друг друга. Р:организовывать рабочее место
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный: проверка домашнего задания; 4 мин. Проверка изученного материала.
- Земля - наш общий дом. Как всякий дом, его нужно знать.
- Объясните разницу выражений:
“Мы живем на Земле”, “Мы копали землю”
- Итак, наша планета называется Земля. - А всего сколько планет?
Давайте их вспомним.
- Какая по удаленности от Солнца планета Земля?
- Что на ней есть? (тепло и свет, вода и воздух, есть жизнь)
Главное отличие от других планет - на Земле есть жизнь.
- Но всегда ли Земля была такой? Земля вместе с другими планетами была образована около 5 млрд. лет назад из рассеянного газопылевого вещества. С планетой Земля происходили глобальные изменения. Земля бушевала, на поверхность выливались потоки раскаленной лавы.
- С каким современным явлением можно сравнить то, что происходило в далёком прошлом на Земле?
Земля постепенно остывала. Прошло еще много времени и на поверхность Земли обрушились дожди. Дождь лил и днем и ночью. Тогда не было на Земле жизни. - А была природа?
Неживая природа - вначале в виде каменной поверхности, гор, потом и в виде воды, воздуха. Ответы на вопросы учителя.
“Мы живем на Земле” – мы живем на планете земля
“Мы копали землю” – мы рыхлим почву
Всего 9 планет
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Земля – третья по удаленности планета
Тепло и свет, вода и воздух, есть жизнь
С извержением вулканов
Да П. : уметь осознанно строить речевое высказывание устно.
III. Постановка учебной задачи
Словесный: беседа
5-6 мин. Подведение к теме. Целеполагание.
- Ребята, разгадайте ребус. (биосфера)
- Как вы думаете, что это?
Сегодня с этим мы и разберемся.
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Давайте откроем учебники на странице 88, и прочитаем тему нашего урока.
Давайте определим цель нашего урока.
Чтобы достичь цель урока, нам необходим план урока.
Предположите, что будем сегодня делать.
Теперь посмотрите, какой план составила я:
1. Узнаем, что такое биосфера.
2. Познакомимся со строением Земли.
3. Научимся определять оболочку Земли.
4. Узнаем состояние биосферы на сегодняшний день и узнаем как предотвратить гибель биосферы.
Биосфера
Говорят свои предположения
Биосфера
Один ученик читает тему урока
Определяют цель урока.
Составляют план урока Р. : постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.
П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами
П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели
IV. Открытие нового знания
Практический: работа с рисунком
Словесный: слово учителя;
Словесный: беседа;
Практический: работа с учебником
7-8 мин
2 мин
1 мин.
4-5 мин. Раскрытие темы урока.
- А какая Земля внутри?
(На доске рисунок строения Земли.)
Внутренне строение Земли можно сравнить с куриным яйцом. В центре Земли находится раскалённое ядро, подобно желтку в яйце. Ядро покрывает мантия, подобная яичному белку. Все внутренние части Земли прикрывает земная кора, как яичная скорлупа, в которую заключено всё содержимое яйца. Но в отличие от яйца внутренние слои Земли имеют очень высокую температуру и очень большое давление. Земная кора и верхняя часть мантии вместе называются литосферой. (показ на доске) Это греческое слово (литос - камень, сфера - шар, означающее каменный шар, каменную оболочку.
- Итак, что такое литосфера?
Литосфера - каменная оболочка Земли.
- Отгадайте загадку.
На ноге стоит одной
Крутит - вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны. Что это? (глобус)
Люди создали модель Земли - глобус. Земля - громадный шар. Глобус - модель “игрушечная” Земля. На нём нарисовано всё, что есть на Земле. Океаны и моря, реки и озера, горы и низменности.
- Какого цвета больше на глобусе?
Это океаны и моря.
Мировой океан условно делится на 4 части - 4 океана.
- Тихий; Атлантический; Индийский; Северо-Ледовитый.
В океанах выделяют моря, заливы, проливы. Значение Мирового океана - согревает Землю.
Где бы мы ни выкопали глубокую яму, она почти повсюду может заполниться водой. Подземные воды пронизывают всю сушу. Вместе с реками, озёрами, болотами, морями и океанами они образуют водную оболочку - гидросферу. В переводе с греческого языка “гидро” - вода, “сфера” - шар. Гидросфера - вся вода на Земле. (показ на доске)
Гидросфера делится на 2 группы: (рисунок на доске - 2% пресная вода, 98 % солёная вода).
1)Мировой океан (морская или солёная вода)2)пресная вода (реки, озера, ледники, подземные воды)
- Какое значение имеет вода на Земле?
- Как люди должны беречь воду?
- Итак, гидросфера - водная оболочка Земли.
- Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
- Наряду с теплом и водой воздух является необходимым условием жизни на Земле. Мы ощущаем его во время дыхания.
- Всегда ли человек дышит?
- Сколько времени он может не дышать?
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер - это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. (показ на доске). В переводе с греческого языка: атмо - пар, сфера - шар. Атмосфера - воздушная оболочка Земли.
Итак, мы познакомились с тремя оболочками Земли.
Перечислим их.
Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется биосфера. В переводе с греческого языка: био - жизнь, сфера - шар.
Биосфера - живая оболочка Земли.
Бегемот
Бегемоты предпочитают неглубокие водоёмы. Плавают и ныряют бегемоты превосходно. Они могут легко передвигаются по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце. Для жизни бегемоту необходимы и вода, и суша, и воздух.
К какой среде обитания вы можете отнести бегемота?
Большинство живых организмов встречаются там, где атмосфера, гидросфера и литосфера взаимно проникают друг в друга.
Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 88. Один ученик читает вслух. О чем этот текст?
Какие животные и насекомые вам встретились? Почему все они не могут существовать без растений?
Отвечают на вопрос
Воспринимают информацию
Отгадывают загадку
Синего
Вода - одно из важнейших условий возникновения и поддержания жизни на Земле.
Охранять её от загрязнения. Строить очистные сооружения. Вода нужна для бытовых нужд, для содержания домашних животных, для получения продуктов питания.
Отгадывают загадку
Да
1 -2 минуты
Литосфера, гидросфера, атмосфера
О животных
Называют животных
Потому что если бы не было растений, им нечем было бы дышать.
П: строить рассуждение по теме урока
П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
П: выполнение действий по алгоритму
П: логический анализ объектов с целью выделения признаков
Динамическая пауза 1-2 мин. Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись. Выполняют движения за учителем Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
V. Первичное закрепление во внешней речи
Практический: работа с учебником
4-5 мин Работа в парах.
Откройте учебник на стр. 90. Прочитайте текст под звездочкой. Рассмотрите график и вопросы после него. Вы должны в парах ответить на эти вопросы, после чего мы проверим все вместе.
Открывают учебник. Выполняют работу в парах. К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной работе
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой 2-4 мин. Выполнение самостоятельной работы.
Ну и чтобы определить, кто меня внимательно слушал. Мы проведем проверочную работу. (по вариантам)
1. Воздушная оболочка Земли - ___
2. Водная оболочка Земли - ___
3. Каменная оболочка Земли - ___
4. В каких оболочках Земли встречается жизнь? ___
5. Оболочка Земли, где встречается максимум живых организмов - ___
Взаимопроверка
А теперь обменяемся карточками, проверим друг друга, все ли верно мы решили. На экране посмотрите критерии оценивания и поставьте баллы.
3-4 балла –«4»
5 баллов –«5» Отвечают на вопросы в карточке самостоятельно
(атмосфера)
(гидросфера)
(литосфера)
(воздух, земля, вода)
(на границе трех оболочек)
Оценивают работу товарищей
П: логический анализ объектов с целью выделения признаков
Р: осуществлять итоговый контроль
VII. Включение в систему знаний
Практический: работа с рисунком 6-7 мин.
Работа по группам.
У каждой группы на столе лежит лист с заданием, вы должны определить среду обитания каждого живого организма. (животное-среда обитания)
Давайте повторим правила работы в группе.
Алгоритм выполнения работы в группе:
1. читают задание
2. обсуждают в группе
3. соотносят картинки
4. Выступают
Теперь проверим ваши работы.
Выполняют задание
Повторяют правила работы в группе
Проверка К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Домашнее задание. 1 мин. Домашним заданием будет прочитать в учебнике страницы 88-91, пересказ. Записывают домашнее задание. П. : поиск информации для выполнения заданий
VIII. Рефлексия деятельности
(по продукту)
Словесный: беседа 1-2 мин. Подведение итогов урока.
Что ж вот и подошел наш урок к концу, давайте подведем итоги.
Ребята, скажите, а с какой темой мы сегодня познакомились?
Кто мне скажет, так что же такое биосфера?
Вы уже знаете, как сложно и мудро устроена биосфера. Известно вам и то, насколько люди от неё зависят. Чтобы предотвратить гибель биосферы нужно приспособиться к природе, научиться не нарушать её.
-Какая была цель урока?
-Достигли ли мы цели урока?
-Все ли мы пункты плана выполнили? Докажите.
– Что вызвало затруднение? Почему?
Продолжите фразу:
Было интересно.
Было не понятно.
-Хорошо!
-Спасибо вам за урок, урок окончен. Ответы на вопросы учителя.
«Биосфера – живая оболочка планеты»
Анализируют свою работу на уроке.
Отвечают на вопросы учителя К: умение формулировать собственное мнение
Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.