Получи документы

Урок окружающего мира 3 класс «Размножение и развитие животных»

Волкова Евгения
Урок окружающего мира 3 класс «Размножение и развитие животных»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели урока:

Образовательные:

• создать условия для ознакомления обучающихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, или рептилий, птиц, зверей, или млекопитающих;

• расширить знаний обучающихся о многообразии животного мира.

Развивающие:

• развивать у обучающихся самостоятельность мышления;

• учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах;

• развивать познавательный интерес, любовь к предмету.

Публикация «Урок окружающего мира 3 класс „Размножение и развитие животных“» размещена в разделах

Воспитательные:

• прививать любовь к родной природе;

• воспитывать бережное отношение животным

Тип урока: открытие новых знаний

.Оборудование: ноутбук, презентация, иллюстрации животных, конверты и карточки с заданиями, клубок ниток.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел звонок, урок начинается.

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения

к себе и окружающим вас людям. Садитесь.

-Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу.

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (нужно быть внимательным и наблюдательным)

- Давайте вспомним наш девиз урока и проговорим его.

2. Актуализация опорных знаний

-Прежде чем приступить к новой теме урока, давайте вспомним, то, что мы уже изучили.

-О чем мы говорили на прошлом уроке? (о животных)

-Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания. С этими группами вы уже знакомы. Проверим. Готовы ли наши исследователи к работе. Знают ли они особенности групп животных. Ваша задача, выделить признаки групп животных. (Признаки групп на слайде) Перья, чешуя, голая кожа, два крыла, шесть ног, роговые чешуйки, плавники, шерсть, жабры, клыки, сухие чешуйки. Слайд 2. Бабочка, комар, жук, пчела (насекомые) -. Слайд 3. Окунь, пескарь, щука, карась (рыбы) Слайд 4. Петух, синица, сорока, поползень (птицы) Слайд 5. Лягушка, жаба, тритон, квакша (земноводные) Слайд 6. Уж, ящерица, черепаха, змея (пресмыкающиеся) Слайд 7. Медведь, лев, кошка, заяц (млекопитающие).

3. Мотивация к предстоящей учебной деятельности

1. Беседа о группах животных

Фронтальный опрос

Вы уже давно знакомитесь с окружающим миром и много знаете. О ком пойдёт речь на нашем уроке, попробуйте догадаться сами.

Домашние ласкаются,

А дикие кусаются.

Они повсюду и везде:

На суше, в небе и в воде,

Лесные есть, болотные.

Зовём мы их… (животные).

- Как называется наука о животных? (зоология)

Учитель: Я вижу, что вы готовы открывать новые знания. Как вы думаете, всё ли мы знаем о каждой группе животных, и их представителях? Но прежде чем начать исследовательскую работу, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими.

-Ваша задача, на карточках дописать недостающие слова.

-Итак, у людей – ребёнок

-У кошки – котёнок.

-А дальше скажите, как называются детёныши у других животных.

Слайд 8.

У лисы - … (лисёнок)

У утки - … (утёнок)

У бабочки - … (гусеница)

У рыбы - … (малёк)

У кузнечика-(личинка)

У змеи - … (змейка)

(не совсем точно, если не знаете, оставьте место)

Почему получились разные ответы? (не всё знаем о животных)

Вот видите, мы не всё знаем о группах животных.

-Может вы уже догадались, что будем изучать сегодня?

Сообщение темы.

-Сегодня мы будем исследовать самую таинственную полную загадок тему, а называется она: «Развитие и размножение животных». Какую задачу поставим перед собой?

- У вас на столах лежат карточки с изображением лестницы, поставьте галочку на той ступеньке, на которой, по вашему мнению вы находитесь сейчас, в начале урока.

4. Изучение нового материала

Размножение и развитие насекомых:

На столах у учащихся конверты с картинками. Задача учащихся, слушая учителя составить нужную схему.

Учитель:

-Работать мы будем в парах.

-Вспомните правила работы в парах.

Я вам буду читать текст, походу моего рассказа составьте схему развития бабочки.

Жизненный цикл бабочек состоит из четырех стадий. Бабочки — это насекомые с так называемым полным циклом превращений, так как личинка полностью отличается от взрослой особи.

Яички — это первая фаза развития насекомых. Яички должны сохраниться в целости и сохранности, поэтому бабочки заботятся об этом, одни откладывают их в почву, другие заливают яички выделениями желёз. Из яичек появляются личинки — гусеницы. Они активно питаются, растут и накапливают вещества на следующие превращения.

Гусеницы дневных бабочек очень разнообразны по окраске и внешнему строению. Гусеницы быстро растут. Постепенно наружные покровы личинки становятся для нее слишком тесны, и их необходимо сменить.

При последней линьке гусеница превращается в куколку. Во время этого периода органы и ткани изменяются и приобретают черты, свойственные взрослым особям, формируются крылья и мышцы.

Из куколки выводится бабочка. Взрослая бабочка быстро достигает половой зрелости и через несколько дней готова к размножению

Проверка выполнения заданий. Слайд 10 и 11.

ЯЙЦО – ЛИЧИНКА (ГУСЕНИЦА) - КУКОЛКА - ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ;

А теперь посмотрите на слайд, где изображена стадия развития еще одного насекомого-кузнечика.

ЯЙЦО – ЛИЧИНКА – ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ

-Какая стадия отсутствует в развитии кузнечика?

Слайд 12. – для проверки выполнения задания

У одного ученика было опережающее задание. Которое он нам сегодня подготовил. Это сообщение о бабочках.

Выступление ученика.

Большинство дневных и ночных бабочек дают одно поколение в год, при этом взрослые бабочки встречаются лишь в течение нескольких недель в определенное время года и потом снова исчезают до следующего года. Оставленное бабочками потомство зимует в стадии яйца, гусеницы или куколки, в зависимости от вида бабочки. Некоторые бабочки - крушинница, дневной павлиний глаз и другие - зимуют в оцепенении.

Многие виды бабочек дают два поколения в год. Взрослые насекомые в таком случае появляются поздней весной и еще раз летом. Гусеницы, которые выходят из яиц, отложенных весной, растут быстро, а гусеницы, появившиеся летом, могут превратиться в бабочек лишь девять месяцев спустя. Например, перламутровки свои яйца откладывают на фиалки. Зимуют молодые гусеницы, как правило, в свернутых сухих листьях среди опавшей листвы. Весной они развиваются быстро, окукливаются, а в мае уже появляются бабочки. Перламутровки второго поколения летают с июля по август.

На доске изображены различные группы животных. Напишите рядом с изображением картинки тот вид, который мы уже изучили. (насекомые) Один ученик пишет у доски.

Слайд 14. Размножение и развитие рыб: математический ребус

РАССТАВЬ ЧИСЛА ТАК, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ ВЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

8 : 4 < 40 На обратной стороне листа с числами 8, 4, 40, скрываются иллюстрации этапов развития рыб:

ИКРА МАЛЁК ВЗРОСЛАЯ РЫБА

8 4 40

Учитель: Большинство рыб размножается путем икрометания, откладывания икры, но есть и такие рыбы, которые рождают сформированных мальков. Количество икринок у рыб колеблется от нескольких десятков штук до миллионов. С возрастом способность к икрометанию у рыб ослабевает. Такие рыбы, как угорь, горбуша, только один раз в жизни оставляют после себя потомство, а затем погибают.

Огромное количество особей нового поколения может произвести одна пара рыб. Однако выживает их ничтожно мало. На выживаемость икринок и сохранение потомства влияет множество различных факторов. Огромное количество икринок гибнет раньше, чем в них появятся зародыши. Птицы, а главное рыбы немедленно устремляются на беззащитную икру как на лакомый корм.

Из отложенных и оплодотворенных сотен тысяч икринок до взрослого состояния доживает небольшое количество.

Слайд 16. Рассказы учащихся

По рассказам учащихся составьте схему: Размножение и развитие земноводных:

Второй ученик с опережающим заданием

Земноводные откладывают икру, подобно рыбам, т. к. их яйца (икра) и зародыши лишены приспособлений для наземного развития. Различные виды лягушек могут откладывать икру в совершенно различные или даже удивительные места:

- в норки, скат которых направлен в воду. Когда головастики вылупляются, то они скатываются в воду, где происходит дальнейшее развитие.

- самка делает пенистые комки из слизи, собранной со своей кожи, которую формирует в комки или гнезда, прикрепляемые к нависающим над водой листьям.

- некоторые заворачивают каждую икринку в отдельный лист растения, нависающего над водой;

- некоторые самки вынашивают икру во рту.

- некоторые узкоротые лягушки, обитающие в засушливых районах, откладывают икру в сырую почву, где происходит развитие головастика, и на сушу выходит уже сформированный лягушонок.

Икра лягушки развивается, как правило, в воде.

Обыкновенный тритон - водное животное, зимующее на суше. Обитает на равнинах и в горах, но больше всего в лесах. Весной или в начале лета тритоны переселяются в стоячие или слабопроточные водоёмы, где самка откладывает от 30 до 650 яиц. Питаются тритоны беспозвоночными. Обычное число икринок 150. Каждую икринку самка откладывает на листок водного растения, так что икринка оказывается завернутой в лист. На 14-20-е сутки появляются личинки, которые начинают питаться на 2-е сутки после выклева. Личинки при температуре воды 12-18°C проходят метаморфоз через 60-70 суток.

5. Физминутка

Размножение и развитие пресмыкающихся: физкультминутка

Мы гуляли по лесочку,

Подошли к огромной кочке.

У коряги мы присели

В земле яйца разглядели.

Скорлупа, словно пелёнка,

Укрывает ящерёнка!

А он жмурится на солнышке,

Щурит глазки-зёрнышки.

Где же мама? У тропинки

Греет ящерица спинку.

Учитель: Составьте схему развития пресмыкающихся, ориентируясь на стихотворный текст физкультминутки.

Слайд 19.

ЯЙЦА – ДЕТЁНЫШИ – ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ

- Давайте посмотрим видеоролик и узнаем 11 интересных фактов о рептилиях.

Слайд 21. Размножение и развитие птиц: ЗАГАДКИ

По отгадкам составьте схему развития птиц.

1 сопрвождается иллюстрацией

Домик круглый, домик белый,

Домик был сначала целый,

А как треснул наконец,

Так и выскочил жилец. Яйцо

2

Весь я золотистый,

Мягкий и пушистый.

Я у курицы - ребёнок,

А зовут меня … цыпленок

3

Кто кудахчет целый день?

Ей в гнезде сидеть не лень.

Её жёлтые цыплятки

Называются цыплятки. Курица

Учитель: Характерная черта размножения птиц - яйцекладка. После яйцекладки для продолжения развития зародышу необходимо тепло, поэтому родители согревают его теплом своего тела на протяжении нескольких недель или даже месяцев. За несколько дней до вылупления, практически сформировавшиеся, птенцы устанавливают с родителями звуковую связь. В этом общении выделено около десятка сигналов. Таким образом, птенец усваивает сигналы матери и основные ситуации внешней среды, что подготавливает его к жизни после вылупления.

ЯЙЦО – ПТЕНЕЦ – ВЗРОСЛАЯ ПТИЦА

Слайд 23.

видеофизминутка

6. Закрепление изученного материала

Размножение и развитие млекопитающих: составьте схему развития млекопитающих, ориентируясь на информацию из текста, который лежит у вас на партах.

Слайд 24.

ДЕТЁНЫШ – ВЗРОСЛОЕ ЖИВОТНОЕ

Сверим наши записи в таблице: Слайд 25.

Учитель: Млекопитающие - это теплокровные позвоночные животные с развитым волосяным покровом и вскармливающие своих детенышей молоком. Для этого класса характерно живорождение и забота о потомстве.

7. Итог урока

-Ребята, вспомните, какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

- Давайте проверим, справились мы с этой задачей или нет.

- Обменяйтесь вашими таблицами, посмотрите на слайд, проверьте вашего одноклассника, все ли пункты таблицы он выполнил?

-Под всеми ли изображениями на доске мы вписали название их группы?

-Можем ли мы сказать, что задача нашего урока была выполнена?

- Давайте станем в круг, возьмем клубок ниток и передавая его друг другу, будем говорить по одному факту, которого вы узнали уроке. Ваша задача назвать как можно больше фактов.

8. Рефлексия

Прием «Лестница успеха».

-Ребята перед вами карточка с лестницей, давайте оценим свои достижения за урок. Ваша задача поставить галочку, на той ступеньке, на которую, по вашему мнению вы поднялись за урок.

И в завершении я прочитаю вам стихотворение Бориса Заходера о человеке.

У всех зверей — названия.

У человека — звание,

И звание такое

Обидно уступать!

Свинье не обязательно

Вести себя по-свински,

А ты — по-человечески

Обязан поступать!

Хотя в известной мере

Мы все — немножко звери,

Внучата Крокодила,

Кузены Гамадрила,

Но как-никак — мы люди,

И потому нам мерзки

Те изверги, которые

Ведут себя по-зверски!

И тот, который давит

Собаку на дороге,

И тот, кто отрывает

У лягушонка ноги,

И ты, мучитель слабых,

И ты, злодеи с рогаткой…

Считать ли всех вас за людей —

Останется загадкой…

Ведь человек — он человек,

И должен быть гуманным.

А если это слово

Вам кажется туманным —

То можно без латыни,

А просто, по-отечески:

Ты человек? Будь добр,

Веди

Себя по-человечески!

- Ребята, я вам желаю, всегда вести себя по-человечески с людьми, с природой, с самим с собой.

9. Домашнее задание Слайд 27.

С 100-104 читать в учебнике.

Рабочая тетрадь С 28 №5.

Одному учащемуся задание на дом: с 105 зад 3 (подготовить сообщение, на любую из трех предложенных тем : «Как развивается божья коровка», «Как выводят потомство зяблики», «Как бобры заботятся о своих детенышах».

Выставление и аргументация оценок.

Спасибо за урок! До встречи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированный урок окружающего мира и технологии во 2 классе «Как построить дом?» МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 ст. Зеленчукской» Учитель: Луценко Людмила Олеговна Технологическая карта интегрированного.

Исследовательская активность дошкольника в познании окружающего мира Исследовательская активность дошкольника в познании окружающего мира Развитие экологического образования как нового направления дошкольной.

Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Методическая разработка «Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Презентация к уроку окружающего мира «Что растёт на подоконнике?» (1 класс) Тема урока: "Что растёт на подоконнике?" Цель урока: познакомить учащихся с различными комнатными растениями. Если в классе присутствую.

Презентация «Методы познания окружающего мира» Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется.

Развитие у ребенка представлений о физических свойствах окружающего мира Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется.

Самоанализ урока окружающего мира Самоанализ урока Урок окружающего мира был проведен во 2 «Б» классе учителем начальных классов Дорофеевой Надеждой Владимировной по УМК.

Урок окружающего мира в 1 классе «Когда жили динозавры?» Организационная информация. Тема урока. Когда жили динозавровы? Предмет. Окружающий мир. Класс. 1 класс Автор урока. Москаленко Анна Сергеевна,.

Урок окружающего мира в 4 классе «В ледяной пустыне» Дата проведения урока: 14.11.2017 г. Учебный предмет: окружающий мир. Класс:4 Школа: МБОУ ООШ №9 Учитель: Степанова Людмила Владимировна.

Урок окружающего мира во 2 классе «Домашние и дикие животные родного края» Муниципальное общеобразовательное учреждение Кузнецовская основная общеобразовательная школа Павлово – Посадского муниципального района.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок окружающего мира 3 класс «Размножение и развитие животных»
Опубликовано: 9 января 2018 в 18:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок окружающего мира 3 класс «Размножение и развитие животных»» (включая файлы) размещена пользователем Волкова Евгения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД