Любовь Галимзянова
Урок нравственности «Путешествие по Стране Вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия из цикла «Уроки нравственности»
в средней группе на тему: «Путешествие по Стране Вежливости».
Подготовила воспитатель I кв. категории Галимзянова Любовь Владимировна.
Цель: Формирование нравственных норм поведения.
Задачи:
1. Способствовать формированию первоначальных этических и коммуникативных норм поведения, воспитанию внимательного, доброжелательного отношения к окружающим.
2. На примере сказочных персонажей в различных ситуациях расширять представления о правилах поведения.
Публикация «Урок нравственности „Путешествие по Стране Вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
3. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать речь.
4. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.
Предварительная работа: изготовление паспорта жителя Страны Вежливости, разработка правил жителей Страны Вежливости, разучивание стихотворения С. Маршака, чтение «вежливых сказок» Т. А. Шорыгиной, подбор картинок и ситуаций на тему о вежливости и внимательном поведении.
Демонстрационный материал : Правила поведения, выведенные на экране компьютера; сборник сказок Т. А. Шорыгиной «Вежливые сказки», картинки и ситуации, отражающие различное поведение детей, подбор стихотворение о добрых волшебных словах, игрушечный телефон.
Ход занятия:
Дети входят в группу, взявшись за руки цепочкой. Становятся в круг.
Воспитатель: Представьте, что вы попали в Страну Вежливости. Здесь живут только воспитанные люди. В этой стране жить легко потому, что никто не обижает друг друга, не мешает, не вредит. В Стране Вежливости умеют дружить. Чтобы стать её жителем, нужно пройти Школу Вежливости, выучить простые правила и, конечно, всю жизнь их выполнять. Кто сегодня запомнит и не нарушит правила Вежливости, тот получит паспорт жителя этой Страны.
Восп. : Откройте глаза, ребята. Сейчас я прочитаю стихотворения. Пожалуйста, внимательно послушайте и скажите, есть ли в этих строчках добрые, волшебные слова и какие.
Нужно знать, как дважды два,
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить «пожалуйста». /ответы детей/
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,
И тихо и робко он вот что сказал:
- Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно, простите. /ответы детей/
Прослывёшь ты воспитанным, милым
Если всем говоришь «большое спасибо». /ответы детей/
Не забудьте, что на прощание
Нужно всем говорить «до свидания»! /ответы детей/
Восп. : А какие вы ещё знаете добрые, волшебные слова? /ответы детей/
Восп. : Как вы думаете, почему вежливые слова называют волшебными? /варианты ответов/
Восп. : Ребята, мы с вами находимся в Стране Вежливости. Не хотели бы вы встретиться с одним из жителей этой страны? Давайте сделаем один звоночек по телефону и договоримся о встрече. /воспитатель имитирует разговор по телефону, используя вежливые слова/
! Беседа с жителем Страны Вежливости : Восп. : Вы все услышали в моём разговоре с жителем Страны Вежливости вежливые слова. Нам необходимо запомнить первое правило поведения жителей Страны Вежливости – Произноси вежливые слова!
Включается экран компьютера. На экране отображается запись правила с картинкой, иллюстрирующей правило. Затем на экране отображается житель Страны Вежливости.
Восп. : Ребята, поздороваемся с жителем Страны Вежливости.
Включается запись голоса жителя Страны Вежливости.
Житель: Все знают, что при встрече нужно поздороваться. У разных народов принято здороваться по-своему. Папуасы, например, здороваются, соприкасаясь носами, а японцы кланяются, сложив руки перед собой.
А что означает слово «здравствуй»? Говоря «здравствуй», мы желаем друг другу здоровья, а потому и здороваться нужно с доброй улыбкой, глядя на человека и называя его по имени. Когда в комнате много людей, здороваться нужно со всеми, даже незнакомыми.
Кто здоровается первым: мальчик или девочка, мужчина или женщина, старый или молодой? Первыми говорят «здравствуйте» всегда младшие, мужчины, мальчики.
Итак, запомните правило поведения жителей нашей страны : Будь всегда приветлив!
(На экране высвечивается запись правила с иллюстрацией).
? Ситуации: Восп. : Ребята, а сейчас давайте подумаем с вами, как можно поступить в следующих ситуациях на месте героев. Хорошо ли поступили герои? Как поступили бы вы?
1. Дима и Миша были в гостях у Саши. Мише понравилась маленькая машинка Саши, и он незаметно для Саши положил её в свой карман и унёс домой. /варианты ответов/
2. Кирилл с другом катались с горки на санках. Подошёл старший парень и отнял санки у друга. /варианты ответов/
3. Даша споткнулась и упала, Аня засмеялась, а Маша помогла Даше подняться. /ответы/
4. Оле купили очень дорогую и красивую игрушку. Всем ребятам она хвасталась ею, но играть никому не дала, боялась, что сломают. /варианты ответов/
Физ. минутка: «Вежливые животные»
- Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.
Возможный вариант:
жирафы (наклоны вперед);
антилопы (поднятие ног поочередно);
львы (повороты вправо влево);
обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);
медведи (вращение головы).
? Игра «Расту культурным»
Восп. : Ребята, житель Страны Вежливости предлагает вам поиграть в интересную игру «Расту культурным». Детям предлагается серия картинок, на которых изображены дети в различных ситуациях. Дети рассматривают, обсуждают, правильно ли ведут себя дети. (работа в парах)
Восп. : Ребята, когда вы работали в парах, некоторые ребята громко разговаривали, мешали друг другу. Запомните, пожалуйста, следующее правило поведения жителей Страны Вежливости –
Старайся не мешать другим, когда они беседуют и работают!
С этим правилом взаимосвязано последнее правило поведения жителей Страны Вежливости –
Проси извинения за свои ошибки!
Восп. : (обращаясь к жителю на экране) Уважаемый житель Страны Вежливости! Наши ребята стараются быть вежливыми, добрыми. Сейчас они зачитают отрывки из стихотворения С. Маршака.
Дети: (наизусть читают стихотворения)
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В автобус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с мамой,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Восп. : (обращаясь к жителю на экране) : Беседа с вами и игры многому научили наших детей.
Восп. :(обращаясь к ребятам) Ребята, давайте вместе вспомним правила поведения Страны Вежливости. (дети перечисляют, на экране высвечиваются все правила)Как вы думаете, что же значит быть вежливым? Зачем нужно быть вежливым? (предположения детей) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. С воспитанным и вежливым человеком приятно общаться. Вежливый человек настроен доброжелательно к людям, он умеет посочувствовать, может понять другого человека и помочь ему. Вежливыми словами мы проявляем своё уважение к окружающим людям, ведь так обидно, когда тебе отвечают резко, грубо. И наоборот, на душе становится теплее, когда знакомые и незнакомые люди обращаются к вам мягко, тактично, уважительно. Приятно слышать слова «Пожалуйста», «С добрым утром», «Благодарю вас».
интеграция с ИЗО:
Восп. : А сейчас житель Страны Вежливости предлагает вам нарисовать какие вы вежливые и как вы помогаете маме по дому. (самостоятельная деятельность детей)
(Оформление выставки детских работ.)
Восп. : Я предлагаю подарить ваши рисунки жителю Страны Вежливости. Все согласны?
Подведение итога занятия:
Восп. : А теперь давайте вспомним, что интересно было на занятии? Трудно ли было разбирать ситуации? Что бы вы хотели ещё узнать? И куда отправиться путешествовать?
Дорогие ребята, от имени жителя Страны Вежливости и от своего имени хочется поблагодарить вас за активность, за аккуратно выполненные работы, за проявленное творчество. Вы стали достойными жителями Страны Вежливости и в подарок вы получаете паспорта жителей Страны Вежливости. Нас с вами всегда ждут в гости в этой стране. (вручение паспортов) До свидания!