Корнеенко Анастасия
Урок — исследование по литературе «Акмеизм и символизм в поэзии А. Ахматовой и О. Мандельштама»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок-исследование
«Акмеизм и символизм в поэзии А. Ахматовой и О. Мандельштама»
Триединая цель:
• Образовательные:
- Показать, как переплетаются два культурных направления в творчестве одного поэта;
-закрепить умение анализировать тексты (научные и художественные);
-закрепить знания литературы 20 в. ;
• - Развивающие:
- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, делать необходимые выводы;
• Воспитательные:
Публикация «Урок — исследование по литературе „Акмеизм и символизм в поэзии А, Ахматовой и О, Мандельштама“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Литература. Уроки литературы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- способствовать воспитанию любви к русской литературе.
Тип урока : закрепление знаний
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, компьютер.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Понимание особенностей взаимодействия разных культурных направлений.
Личностные:
- Формировать интерес к изучению предмета
- Умение аргументировать свою позицию в коллективе
- Умение анализировать прозаический текст
Метапредметные:
- Умение вести диалог в различных жизненных ситуациях
Подготовка к уроку : заранее класс ознакомлен с историко-политической ситуацией в России и Европе на рубеже 19-20 вв. ; ознакомлен с тезисами символизма и акмеизма.
Раздаточный материал: Приложения № 1,
Ход урока:
1. Организация начала урока : учащиеся делятся на группы, в каждой группе есть секретарь.
2. Формулировка проблемного вопроса и цели урока (актуализация знаний) :
- Здравствуйте, для того, чтобы определить тему нашего урока обратите внимание на экран: вам надо распределить тезисы (цифры) на две колонки и дать этим колонкам название. Подсказка! Это литературные (культурные) направления.
Ответ: Слайд № 3.
- Направления, о которых мы будем говорить, вы назвали. Назовите знаковых поэтов-Символистов и акмеистов.
Ответы учащихся: Брюсов, Блок, Белый, Ахматова и Мандельштам.
- Перед вами стихотворение Ахматовой «Учитель» (Приложение № 1). Прочитайте и проанализируйте его название.
Ответы учащихся
- А теперь прослушайте небольшой доклад о том, кому оно посвящено.
Доклад. Обсуждение.
- Сформулируйте гипотезу и тему урока (они взаимосвязаны).
Записывают тему и гипотезу урока (Слайды № 5,6).
3. Изучение нового материала:
- Вы работаете в группах. У каждой группы свое стихотворение и задание к нему (Приложение № 2). За 10 минут вы должны проанализировать стихотворения и заполнить таблицы. За 2 минуты до окончания работы секретари заполняют лист оценки своей работы в группе (Приложение № 3).
Выступление групп. Во время выступления одной группы остальные оценивают доклад в специальном бланке (Приложение № 4).
.
Домашнее задание.
Ссылка на сайт, на котором домашнее задание.
Одно задание на выбор:
1. Написать сочинение на тему сегодняшнего урока.
2. Составить таблицу различий мышления человека «старого» поколения и «нового».
3. Повести анализ (подобный сегодняшнему) остальных стихотворений Ахматовой и Мандельштама.
Обязательное задание:
1. Написать сочинение («Литература – отражение историко-политической ситуации в стране») с использованием стихотворений Ахматовой или Мандельштама в качестве одного из литературных аргументов.
Индивидуальное задание для сдающих ЕГЭ по литературе : в любом стихотворении Ахматовой или Мандельштама найти и выписать все эпитеты, сравнения, метафоры.
4. Итог. Рефлексия.
- Мы подтвердили гипотезу?
Ответы учащихся.
Заполнение интеллект-карт («Культурно-литературное направление в стихах Ахматовой (Мандельштама)»). Приложение № 5.