Екатерина Салова
Урок чтения и развития речи в 4 классе на тему «Русская народная сказка «Лиса и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка "Лиса и волк" учит нас не доверять слепо всем, а лучше в очередной раз перепроверить и удостоверится. В этой сказке осуждаются такие качества, как притворство (лиса притворилась мертвой, а в конце сказки больной, лживость (обманула волка, заставив опустить хвост в прорубь и в конце сказав, что у нее "мозги вытекают", ну и конечно же коварство. На "удочку" лисы попались и старик и волк. В жизни, таких как лиса, надо стараться обходить стороной.
Публикация «Урок чтения и развития речи в 4 классе на тему „Русская народная сказка „Лиса и волк“» размещена в разделах
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
ОГКОУ «Кинешемская школа-интернат»
Урок чтения и развития речи
4 класс
Тема:
Русская народная сказка
Выполнила:
учитель начальных классов
Салова Е. Н.
Цель: создать условия для правильного понимания учащимися смысла и морали сказки «Лиса и волк».
Образовательные:
• Совершенствовать навыки беглого, выразительного, осознанного, чтения.
Коррекционно-развивающие :
• на основе коррекционных упражнений развивать мышление, восприятие, память
• корригировать слуховое и зрительное восприятие
• развивать умения работать с текстом, четко и правильно отвечать на вопросы, составлять полные предложения.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству, а также интерес к произведениям о животных.
• Воспитывать положительную мотивацию к урокам чтения, усидчивость, умение слушать.
Материалы и оборудование:
1. Выставка книг со сказками.
2. Рисунки и поделки детей.
3. Костюмы, маски.
4. Ноутбук, колонки.
5. Рисунки по содержанию сказки.
Ход урока.
I Организация детей.
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, и начнем наш урок чтения и развития речи.
Мы продолжаем читать и изучать сказки.
(звучит музыка «Сказка в гости к нам идёт», учитель превращается в Сказочницу, накидывая шаль на плечи)
-Здравствуйте. дорогие ребятушки: добры молодцы и красны девицы.
Хожу я по свету белому, люблю сказки слушать, да рассказывать обо всём на свете : про царевичей-королевичей, про простых людей, про животных, про такие чудеса, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Хочу я и вас, ребята, пригласить в гости к новой сказке.
(учитель машет ароматизированным платочком)
II Дыхательная гимнастика.
- Принюхайтесь, здесь пахнет лепестками роз, которые вырастили Герда и Кай в сказке Андерсена «Снежная Королева»
(шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах, выдох – свободно легко через рот-4 раза)
- Снежная Королева пронеслась мимо нас, осыпав вихрем снежинок! Сдуем их с наших ладошек!
(медленный вдох через рот, выдох- тоже через рот, но сначала медленно - слабо, затем быстро - сильнее, потом резко – сильно)
- Теперь надуем воздушный шарик и полетим на нём в гости к нашей сказке.
(дети складывают ладошки перед ртом, набирают воздух носом и выдувают через рот медленно, «надувая шарик»)
- Встаём и поднимаемся высоко в небо, так, что захватывает дух, летим!
(дети задерживают дыхание на несколько секунд)
-И опускаемся на землю!
(дети садятся, кладут руки на парту)
III Актуализация опорных знаний.
- Мы в стране сказок. Посмотрите вокруг, сколько здесь чудесного: и ваши рисунки, и поделки, и на полочках выставка любимых сказок. Эта чудесная страна создана вами!
-Давайте посмотрим на выставку сказок, которые мы прочитали.
-О ком сказки, которые стоят на верхней полке? (о животных, похожих на людей)
-Как мы называем такие сказки? (сказки о животных)
-Какие сказки на средней полке? (волшебные)
-За что мы их так называем? (там происходят всякие чудеса)
-Как называются сказки, стоящие на нижней полке? (бытовые)
-О ком они? (о быте и жизни простых людей)
-Чему учат сказки? (добру)
-Скажите, а для чего мы читаем и изучаем сказки? (чтобы уметь различать добро и зло.)
IV Мотивация к деятельности, целеполагание, определение темы урока.
- Сказки любят взрослые и дети, прочитаем пословицу:
СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!
- Прочитаем 1 часть. Почему говорят: «Сказка – ложь» (в сказке все выдумано)
- Читаем 2 часть, объясняем значение слов: «да в ней намёк, добрым молодцам урок!» (каждая сказка чему-нибудь может научить). Читаем пословицу вместе- шёпотом, тихим голосом, громким голосом.
(Звучит музыка «В мире много сказок»)
Инсценировка «Волк и лиса».
Л. - Здравствуй, куманёк!
В. -Здравствуй, кумушка! Опять что-нибудь плохое задумала?
Л. -Да, что ты? Я в жизни никому ничего плохого не сделала.
В. - А колобка кто съел? А петушка из дома кто украл? Плутовка ты, лиса. Вот только хвост у тебя красивый.
Л. - Что верно, то верно. Он мои следы заметает, от собак спасает, да, и в жизни помогает!
В. - Хорошо бы и мне мой так же помогал!
Л. -А хочешь, у тебя тоже такой хвост будет, как у меня?
В. -Нет уж, спасибо. Опять обхитрить хочешь?
Л. - Ну, как знаешь!
- Ребята, почему волк лису плутовкой назвал? (лиса во всех сказках всех обманывает, хитрит)
-Сегодня мы тоже встретимся с рыжей плутовкой и посмотрим, сможет ли она на этот раз кого-либо обхитрить.
-Кто может прочесть на доске название нашей сказки?
-Для этого надо вспомнить домашнее задание и дописать буквы на листочках. (работа в парах)
(учитель снимает шаль)
-Назовите тему урока. (сказка «Волк и лиса»).
-Русская народная сказка «Лиса и волк». Почему я назвала её русской и народной?
(сказку сочинил русский народ)
-Какова цель сегодняшнего урока? (изучить новую сказку «Лиса и волк», научиться читать её громко, чётко, выразительно, узнать, чему она нас учит)
V Проверка домашнего задания.
На дом было задано прочитать самостоятельно сказку «Лиса и волк», подумать, о чём она.
-Какую сказку вы читали дома?
-О ком она?
- К какому типу сказок она относится?
-Понравились ли вам герои сказки, почему?
Упражнения на тренировку памяти и внимания, развитие речи.
Ученики рассказывают краткое содержание сказки, используя рисунки
(8 рисунков надо поставить по порядку)
- Объясните поговорку: ЯСНИ- ЯСНИ НА НЕБЕ ЗВЁЗДЫ
( примета: чем ярче звёзды- тем сильнее мороз)
-Какое время года в сказке? Встанем, погреемся.
VI Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
Вверх ладошки- хлоп, хлоп!
По коленкам-шлёп, шлёп!
По плечам себя похлопай (1-2-3,
По бокам себя пошлёпай (1-2-3).
Можем хлопать за спиной, (1-2)
Хлопаем перед собой (1-2)
Вправо-можем, влево-можем!
Сядем тихо, руки сложим.
VII Чтение сказки, смысловой разбор прочитанного отрывка, словарная работа.
ПО-ВЫ-БРО-СИ-ЛА ПРИ-ГО-ВА- РИ-ВА-ЕТ
НЕ ВОРОХНЁТСЯ (не шевелится, не двигается)
КОРОМЫСЛО (толстая деревянная планка с крючками на концах для ношения 2 вёдер на плече)
ПРОРУБЬ (прорубленное отверстие во льду)
КВАШНЯ (тесто)
УЛУЧИЛА ВРЕМЯ (нашла подходящее время)
- Будем читать всю сказку по очереди. Как будем читать? (громко, чтобы слышали все ребята в классе; чётко- стараемся правильно произносить все звуки; выразительно –передавая голосом чувства и настроение.)
(Ученики читают по отрывку, который относится к рисунку. После каждого отрывка ответы на вопросы по содержанию.)
Гимнастика для глаз
1. Стоя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 6-8 раз (голова неподвижна) .
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 6-8 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 3- 4 раза.
4. Частые моргания в течение 10-15 сек.
VIII Работа по формированию выразительного чтения.
-Какую сказку мы читаем? («Лиса и волк»)
- Чтобы научиться читать более выразительно, мы вначале рассмотрим 4-ую картинку и ответим на вопросы:
-Что делает лисичка? (кушает рыбку)
-Что делает волк? (смотрит на лисичку жалобно, слюнки глотает, просит рыбки)
-Как ведёт себя лисичка? (ест, торопится, не даёт рыбки волку)
- Кто первый начинает разговор? Почему? (волк, потому что голоден)
-Каким тоном начинает он разговаривать с лисой? (жалостным, заискивающим, просящим)
-Каким голосом говорит волк? (низким- мужским, тихим)
-Каким тоном будет разговаривать с ним лиса? (резким, грубым, сердитым)
-Каким голосом? (высоким- женским, громким)
- Итак:
Волк-глупый, голодный. Он заискивает перед лисой, просит, говорит тихо, но грубым, низким, мужским голосом.
Лиса- сердитая, жадная, разговаривает торопливым громким, высоким женским голосом.
-Находим в учебнике отрывок, подходящий к этой картинке, будем читать его так, как будто стали сами волком и лисой. (со слов «Здравствуй, кумушка….»)
(Первичное чтение учителя. Повторное чтение выполняют хорошо читающие дети, читают по ролям)
-Правильно ли читали ребята?
- Кто хочет сказать хорошие слова о чтении своих товарищей?
-Похожи они были на лису и волка?
Домашнее задание: выразительное чтение данного отрывка по ролям.
IX Итог урока.
-Какую новую русскую народную сказку мы изучали на уроке?
-Грустная она или весёлая?
-В каком случае у сказки мог быть другой конец?
-Чему учит нас эта сказка?
(Быть умнее и внимательнее, чтобы не попасть в такую ситуацию, в которой оказался волк, нельзя доверять первому встречному, надо прислушиваться к советам старших.)
Оценки детям за работу на уроке.
Рефлексия.
-Ребята, если вам понравился урок, улыбнитесь и похлопайте в ладоши, если вам что-то не понравилось или у вас что-то не получилось, сложите руки на парте, а после урока мы с вами поговорим об этом.
-Вот вы и побывали вновь в стране сказок.
До новой встречи! Урок окончен.