Ионова Ольга Юрьевна
Упражнения по формированию интереса к чтению у дошкольников и младших школьников
• «Зачем мы читаем?» (Объяснить, зачем нужно уметь читать)
1. Прочитайте вместе с ребёнком короткую и понятную ему историю или сказку.
2. Задайте вопросы: «Почему важно уметь читать, чтобы понять эту историю? Что бы изменилось, если бы ты не умел читать?»
3. Обсудите с ребёнком, как чтение помогает узнавать что-то новое, получать информацию, общаться с друзьями через книги и расширять свой кругозор.
• «Читаем вместе» (Показать практическую пользу чтения)
1. Выберите вместе с ребёнком книгу с яркими иллюстрациями и простым текстом.
2. Читайте вслух по очереди, обращая внимание на картинки и обсуждая их содержание.
3. Задайте вопросы: «Что мы узнаём из этой книги? Как это может пригодиться в жизни?» Например, можно прочитать книгу с правилами поведения в общественных местах и обсудить, как эти правила помогают людям общаться и понимать друг друга.
• «Письмо другу» (Показать, как чтение и письмо связаны с общением)
1. Предложите ребёнку написать «письмо» (на самом деле — рисунок или короткие заметки с помощью взрослого) другу или члену семьи, используя простые слова и фразы.
2. Обсудите, как было бы сложно общаться без умения читать и писать.
3. Подчеркните, что чтение и письмо помогают делиться мыслями и чувствами с другими людьми.
• «Найди ответ в книге» (Продемонстрировать, как чтение помогает находить ответы на вопросы)
1. Задайте ребёнку вопрос, на который можно найти ответ в книге (например, «Что такое дождь?», «Почему зимой холодно?»).
2. Предложите найти ответ в книге вместе.
3. Обсудите найденную информацию и её достоверность.
• «Магазин книг» (Познакомить с разнообразием книг и их функциями)
1. Соберите небольшую коллекцию книг разных жанров и форматов (сказки, энциклопедии, стихи, комиксы).
2. Предложите ребёнку «посетить магазин книг» и выбрать книгу для чтения.
3. Обсудите, почему он выбрал именно эту книгу, что интересного может узнать из неё.
• «Продолжи историю» (Развить интерес к чтению и воображение через создание собственного сюжета)
1. Прочитайте ребёнку начало простой истории или сказки.
2. Предложите ему продолжить историю, используя прочитанное как основу.
3. Обсудите вместе возможные повороты сюжета, персонажей и концовку. Подчеркните, как важно уметь читать, чтобы придумывать свои истории и понимать чужие.
• «Найди и прочитай» (Научить находить нужную информацию в тексте)
1. Подготовьте несколько текстов (например, короткие статьи из детских журналов или адаптированные отрывки из книг).
2. Задайте ребёнку вопрос, на который нужно найти ответ в одном из текстов (например, «Найди в тексте название животного и прочитай, где оно живёт»).
3. Помогите ребёнку найти ответ и прочитайте его вместе. Обсудите, как это умение может пригодиться в жизни.
• «Книжные герои в реальной жизни» (Показать практическое применение знаний, полученных из книг)
1. Выберите с ребёнком книгу с яркими персонажами.
2. Обсудите с ребёнком, какие черты характера есть у персонажей, и как они помогают или мешают им в жизни.
3. Предложите ребёнку представить, как бы герои книги поступили в реальной жизненной ситуации (например, как бы герой поступил, если бы увидел, что кто-то нуждается в помощи). Обсудите, чему можно научиться у книжных героев и как применить эти уроки в жизни.
• «Сравнение текстов» (Сравнить разные тексты и понять, как один и тот же факт может быть представлен по-разному)
1. Подготовьте два текста на одну и ту же тему, но с разным стилем изложения (например, научно-популярный и художественный).
2. Прочитайте тексты вместе с ребёнком.
3. Задайте вопросы: «Какой текст тебе больше понравился? Почему? В каком тексте информация представлена более понятно? Как ты думаешь, для кого предназначен каждый из текстов?» Обсудите, как важно уметь читать разные тексты, чтобы понимать разные точки зрения и выбирать наиболее подходящую информацию.
• «Книга — мой помощник» (Показать, как книги могут быть полезными в разных ситуациях)
1. Предложите ребёнку выбрать книгу, которая может пригодиться в повседневной жизни (например, энциклопедия, справочник или кулинарная книга).
2. Прочитайте вместе несколько страниц из книги и обсудите, как можно использовать эту информацию в жизни (например, узнать рецепт блюда или узнать что-то новое о растениях).
3. Предложите ситуации, в которых книга может стать помощником (например, что делать, если забыл, как пишется слово, или захотел узнать, какие животные живут в лесу). Обсудите, как чтение помогает расширять знания и решать задачи.
