Юлия Поплова
Упражнения и игры, направленные на подбор слов с противоположным значением
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Что лишнее?».
Цель: учить детей выбирать слова антонимы из цепочки слов.
Воспитатель называет цепочку из трех слов, а дети выбирают слова противоположные.
Черный, синий, белый.
Добро, нежность, зло.
Бедный, денежный, богатый.
Быстро, медленно, тихо
Сладкий, горький, кислый.
Грусть, печаль, радость
Глупый, веселый, умный.
Зима, осень, лето
Сильный, храбрый, слабый.
Правда, ложь, вранье.
Упражнение «Вредный щенок».
Публикация «Упражнения и игры, направленные на подбор слов с противоположным значением» размещена в разделах
Цель: учить детей подбирать глаголы - антонимы, понимать их значение.
Воспитатель: В одном городе живет маленький вредный щенок, он делает все наоборот. Просят его подойти - он отходит; просят принести тапки – он их прячет; скажут «повернись ко мне» - он отворачивается. Теперь представь, что бы сделал такой щенок, если бы его попросили: сесть? Принести палку? Поднять голову? Поймать мяч? бежать? лечь? лаять? (дети подбирают глаголы - антонимы)
Упражнение «Измени предложение».
Цель: учить детей составлять предложения с глаголами - антонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ, активизировать употребление антонимов в речи.
Воспитатель: ребята, внимательно послушайте предложения и замените действие на противоположное, причем «маленькое слово к» нужно заменить словом от.
(При трудностях построения предложений воспитатель уточняет пространственные отношения, выраженные предлогом от.)
Правило: маленькое слово к появляется тогда, когда кто-то или что-то приближается к предмету. Маленькое слово от появляется, когда кто-то или что-то удаляется от предмета.
Затем воспитатель читает предложения, а дети их изменяют:
по смыслу.
Алексей подошел к тренеру. Плот подплыл к берегу. Зайчик подпрыгнул к капусте. Ящерица подползла к мосту. Грузовая машина подъехала к магазину. Футбольный мячик подкатился к вратарю. Голубь подлетел к крыше дома. Ирина подбежала к санкам.
(Упражнение считается выполненным, когда ребенок точно образует глаголы - антонимы и называет «маленькое слово» в обоих предложениях без ошибок).
Упражнение «Наоборот» (игра с мячом).
Цель: упражнять детей в подборе слов - антонимов, активизировать их употребление в речи.
Материал: мяч.
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен придумать слово противоположное по значению, сказать его и бросить мяч обратно.
1) Польза, враг, закат, мир, суша, дети, быль, горе, загадка
2) Сухой, редкий, древний, далёкий, твердый, холодный, веселый, больной.
3) Высоко, сладко, бледно, богато, быстро, скучно, глухо, грубо, мелко.
Упражнение «Сравни наоборот».
Цель: уточнить понимание детьми значений противоположных слов, упражнять в подборе антонимов, активизировать их употребление в речи.
Используются слова : тверже - мягче, длиннее – короче, сильнее – слабее, длиннее – короче.
Воспитатель: сравни камень и песок. Что чего тверже? Что чего мягче?
Ребенок: Камень тверже, чем песок. Песок мягче, чем камень.
Далее дети сравнивают следующие пары:
Заяц и кошка. У кого уши длиннее? У кого уши короче?
Слон и обезьяна. Кто сильнее? Кто слабее?
Змея и ящерица. Кто длиннее? Кто короче?
Упражнение «Волшебство».
Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу, учить соотносить ситуации и подбирать к ним картинки.
Материал: два набора картинок разных по содержанию: заколдованные (рваные штаны, грязные тетради, разбросанные игрушки, Вова сломал машину, грязные руки, бабушка больна) и расколдованные (Зашитые штаны, чистые тетради, собранные игрушки, Вова починил машинку, вымытые руки, бабушка здорова).
Воспитатель: Ребята, передо мной заколдованные картинки, их заколдовал злой волшебник. Давайте попробуем их расколдовать. Сделать это можно так: надо накрыть заколдованную картинку расколдованной и назвать слова –«противники». Вот так: берем картинку «рваные штаны», находим расколдованную «зашитые штаны» и кладем ее сверху. Находим слова - «противники» : рваные – зашитые.
Упражнение «Продолжи за мной».
Цель: упражнять детей в подборе антонимов, в составлении предложений с ними, расширять активный словарь детей.
Воспитатель: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, подбирая подходящие по смыслу слова - «неприятели».
Мальчишки бывают сильные и слабые. Яблоки растут кислые и сладкие. Дождик идет теплый и холодный. Машины бывают большие и маленькие. Звуки бывают глухие и звонкие. Песни поют грустные и веселые. Листья на деревьях висят мокрые и сухие. Герои в сказках бывают добрые и злые.
Упражнение «Самый внимательный?»
Цель: учить детей слышать и выделять на слух слова антонимы, активизировать их употребление в речи, обогащать словарь детей.
Воспитатель: Ребята, расскажите, мне пожалуйста, какие вы знаете пословицы? (дети вспоминают знакомые пословицы). Я тоже знаю пословицы, в них есть разные слова. Сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и быстро найдет слова - «противники».
• Ученье — свет, а неученье — тьма. ( Дети находят антонимы и называют их: ученье – неученье – свет - тьма).
• Подальше положишь, поближе возьмешь.
• Нет худа без добра.
• Делу - время, а потехе -час
• Умей взять, умей и отдать!
• Глупый осудит, а умный рассудит.
• Умная ложь лучше глупой правды.
Примечание:
После выявления двух противоположных слов, целесообразно провести работу над пониманием смысла слов.