Кротова Екатерина Васильевна
Упражнения для развития сознательного (осознанного чтения)
▼ Скачать + Заказать документы
Первая группа – логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они отличаются?
Мел-мель, мал-мял, мыл-мил
2. Назовите, одним словом.
чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
ножницы, клещи, молоток, пила, грабли, шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
картофель, свекла, лук, капуста;
лошадь, корова, свинья, овца;
туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;
липа, береза, ель, сосна;
курица, гусь, утка, индейка;
зеленый, синий, красный, желтый.
3. Какое слово лишнее и почему?
красный, синий, красивый, желтый;
время, час, секунда;
Публикация «Упражнения для развития сознательного (осознанного чтения)» размещена в разделах
дорога, шоссе, тропинка, путь;
молоко, сметана, простокваша, мясо;
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;
ель, сосна, кедр, осина;
лук, огурец, морковь, яблоко;
гриб, ландыш, ромашка, василек.
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа стакан.
У них одинаковое количество букв;
Они одного рода:
Они состоят из двух слогов.
5. Путём перестановки букв составь слово.
Уклбо, сноас, упкс.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.
7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама.
Пуговица, молоток, лава.
Укор, бузина, тина.
Поворот, пороша, канава.
8. Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружье.
Соломка, пора, мель.
Лиса, бельмо, полет.
Смола, слеза, берет.
9Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти существительных тоже связь. Найди четвертое слово.
а) Песня-композитор; самолет- ?
- аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;
б) школа- обучение, больница-?
- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;
в) нож- сталь; стул - ?
-вилка, дерево, стол, пища, скатерть;
г) лес -деревья, библиотекарь, театр, книги;
д) утро- ночь, зима-?
-мороз, день, январь, осень, сани.
10. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша.
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.
11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
12. Какие буквы, слог, слово лишние.
а у р о ы
мара ланы та
ку надытило
река, речка, ручей, ручка, ручеек
Вторая группа – игры по составлению слов со словами.
1. Подбери пару.
а)
песня практичный
площадь примерный
подруга прилежный
почтальон праздничный
подарок полосатый
полотенце полотняный
портфель прекрасный
парикмахер приятный
б)
загар золотистый
звонок занимательный
забор знаменитый
зубр звонкий
задача зрелый
земляника зеленый
2. Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы:
З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.
Шарады.
Начало – голос птицы,
Конец - на дне пруда.
А целое в музее
Найдете без труда. (Картина)
С буквой к живу в лесу.
С буквой ч овец пасу. (Кабан – чабан)
3. Найди животное среди строк.
насос сосет речную воду;
и шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
4. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м
мати си рамуло ка до
Третья группа – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
1. Составь текст (перестановка предложений).Тексты подбираются к теме урока.
2. Составь предложения (3-4) к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
На реке.
Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.
3. Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
Дежурные.
Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…
Четвертая группа – работа с текстом (учебник).
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос (Вопросы написаны на доске.)
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
5. Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его тестом.
Выбери заголовок из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию часть текста.
Озаглавь части.
6. Выборочное чтение.
7. Пересказ по вопросам и без них.
8. Составление плана текста.