Оксана Быкова
Упражнения для развития словесно-логического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь мышления и речи, роли мышления в обучении, общении,развитии и становления сознания является важным этапом развития личности ребенка дошкольного возраста.
Словесно логическое мышление – вид умственной деятельности на основе речевых рассуждений, подчиняющийся законам логики, обеспечивающий целостное понимание окружающей действительности. Этот вид мышления характерен в старшем дошкольном возрасте.
Публикация «Упражнения для развития словесно-логического мышления дошкольников» размещена в разделах
Современность показывает, что число дошкольников которые не умеют анализировать, сравнивать,обобщать,классифицировать увеличивается.
Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у дошкольников, необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.
- понятие
- суждение
- умозаключение
Поэтому очень полезно проигрывать и развивать потребность к наблюдению,рассуждению,анализу,делать выводы. В этом помогут следующие упражнения и игры.
1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть. (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть. (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть. (художник, рама, подпись).
2. «НАЙДИ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ».
Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах. Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т. д.
3. «ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ».
Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов и явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т. п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным. Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:
• огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;
• овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.
4. «ЧЕГО БОЛЬШЕ?»
Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.
5. «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ».
Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая — неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные — люди и т. д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные : домашние — дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т. д.
6. «ПОДБЕРИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ».
Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша —. ; стул, шкаф —. ; огурец, капуста —. ; ботинок, сапог —. ; кукла, мячик —. ; чашка, тарелка —. ; кошка, слон —. ; нога, рука —. ; цветок, дерево —. ; окунь, щука —. ; роза, одуванчик —. ; март, сентябрь —. ; дуб, береза —. ; фонарь, лампа —. : дождь, снег —. .
7.«ЛИШНЕЕ СЛОВО».
Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».
• Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно, пасмурно, светло, зябко. Береза, осина, сосна, дуб. Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком. Диван, стол, кресло, дерево. Много, чисто, мало, наполовину. Ручка, мел, пенал, кукла. Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Запятая, точка, тире, союз. Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно. • Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Лежать, стоять, плакать, сидеть. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Молчать, шептать, смеяться, орать. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.