Екатерина Лубенская
Упражнения для развития рефлексивных умений педагога
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье дороже всего»- г[/b]ласит народная мудрость. И вряд ли найдется человек, способный оспорить ее. Значимой характеристикой здоровья выступают психологические аспекты. Важно не упустить их, если мы действительно хотим, чтобы наши воспитанники (и мы сами) были здоровы. Внимание, заботу нужно проявлять не только к физическому, но и к психическому, психологическому здоровью.
Публикация «Упражнения для развития рефлексивных умений педагога» размещена в разделах
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования характеризуется значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часть его рабочего дня протекает в эмоционально-напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Профессиональный долг педагога обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния, однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.
К сожалению, не многие педагоги умеют снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие. Это проявляется в разрушительных последствиях для их психоэмоционального и физического самочувствия, а также негативно сказывается на эмоциональном благополучии детей.
Для сохранения и укрепления психологического здоровья педагога необходимо:
• сформированная установка к самонаблюдению и к самоанализу (развитие рефлексивных умений)
• позитивная Я- концепция
• вера в себя
В овладении рефлексивными умениями значим личный опыт рефлексивной деятельности. Существуют различные упражнения на развитие рефлексивных умений. Предлагаю некоторые из них.
1. Упражнение «Кто я»[/b]
Честно и откровенно закончите предложения:
• Я горжусь собой, когда я.
• Я симпатичный человек, потому что.
• У меня есть такие два замечательных качества.
• Одна из самых лучших вещей, которые я сделал (а) в своей жизни.
Рефлексия:
• Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?
• Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хорошо»?
2. Упражнение «Восприятие жизни»
Разделите лист на две колонки. В левой запишите плохие события своей жизни, в правой - положительные аспекты тех же событий. При этом придерживайтесь следующих правил:
1. Не обсуждайте и не обдумывайте идеи.
2. Записывайте все идеи, которые придут в голову.
3. Не оценивайте идеи как плохие или хорошие. Рефлексия:
• Можно ли найти положительные аспекты в любой неприятной ситуации?
• В чем значение положительной -интерпретации ситуации?
Вопросы для самоконтроля:
• Какую роль в развитии личности занимает позитивное самовосприятие, адекватность самооценки?
• Насколько, по вашему мнению, положительно ваше самовосприятие?
• Какие признаки отличают человека, обладающего положительным самооотношением? Для чего оно необходимо педагогу?
Развитые рефлексивные умения педагога, информация, полученная с их помощью о себе как личности и профессионале, помогут ему скорее выработать свой индивидуальный стиль деятельности, успешно, грамотно проектировать (с помощью конструктивных и проективных умений) свой личностный и профессиональный рост. Это в свою очередь позволит с большей полнотой самореализоваться, обрести (укрепить) веру в себя, что так значимо для психологического здоровья.
Предлагаемые ниже упражнения помогут снять психоэмоциональное напряжение, усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе.
Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом
Упражнение 1. «Отдых»
Исходное положение: стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.
Упражнение 2. «Передышка»
Обычно, когда мы бываем расстроены, начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение трех минут дышать медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким, неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
Упражнения на визуализацию
1. Упражнение «Расщепление экрана»
Представьте большой белый экран, разделенный вертикальной чертой. Слева на экран спроецируйте негативную напряженную ситуацию - нечеткую, черно-белую; справа - ситуацию успеха - яркую, красочную, наполненную звуками и запахами. Постепенно левая -негативная - картинка уменьшается и блекнет, удаляется, а правая -позитивная - становится все более яркой и приближается.
2. Упражнение «Вызов эмоции»
Вспомните и опишите самые чудесные переживания вашей жизни; самые счастливые мгновения — восторга, радости, счастья. Представьте себе, что эта ситуация повторилась, и вы сейчас находитесь в этом состоянии счастья, радости. Вообразите себе, какие образы -зрительные, слуховые, кинестетические — сопровождали это состояние. «Сделайте» такое же лицо: та же улыбка, тот же блеск в глазах, тот же румянец, тот же учащенный пульс и т. д. Почувствуйте это состояние всем телом: энергичной позой, красивой осанкой, уверенной походкой, выразительными жестами и т. д. Постарайтесь удержать и запомнить эти физические проявления радости и счастья, чтобы затем воспроизвести их по собственному желанию.
3. Упражнение «Парк» (на создание состояния покоя, внутреннего комфорта, отдыха)
Представьте себя в парке в теплый и солнечный летний день: солнечные блики перемежаются с пятнами тени от листвы; телу тепло, но не жарко, листва свежая, яркая; просторные поляны и аллеи, уходящие вдаль, листва шелестит под слабым ветерком, далекие и смутные голоса людей; запах свежей листвы.
Упражнения на определение и снятие мышечного напряжения
1. Упражнение «Внутренний взор»
Принять релаксирующую позу. Если это невозможно, сесть прямо на жестком стуле. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сконцентрироваться на напряженной группе мышц. Представить, что на вдохе воздух проходит через напряженные мышцы, вместе с воздухом в них входит успокаивающая, расслабляющая энергия. Затем выдохнуть усталость и напряжение, скопившееся в мышцах.
2. Упражнение «Релаксирующая поза» (для выполнения в домашних условиях)
Найти ровную, не очень жесткую, но и не мягкую поверхность, лечь на спину. Раскинуть в стороны руки и ноги так, чтобы не испытывать дискомфорта. Проконтролировать правильность позьг. пятки должны быть разведены, ноги естественно отклонены в стороны, руки отведены от тела на удобный угол, ладони повернуты по собственному усмотрению вверх или вниз. Необходимо почувствовать себя «утонувшим» в полу. Если есть ощущение неудобства, поискать более удобное положение. Полежать в таком положении пять минут. Почувствовать напряжение мышц и попытаться убрать его.
3. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках»
Для снятия напряжения необходимо начать с плавного вращения глазами дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости. Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого широко зевнуть несколько раз. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук. Затем сделать три глубоких вздоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрячь и расслабить ягодицы, а затем икры ног. Покрутить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторить это упражнение три раза. Таким образом освободиться от напряжения в двенадцати основных точках.
Будем же стремиться к сбережению и укреплению как физического, так и психологического, профессионального здоровья, прислушаемся к французскому философу и писателю Мишель Монтенью: «Здоровье- это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Убеждения, способствующие мобилизации внутренних психологических
ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах.
• Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
• Не «пережевывайте» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте выводы и найдите выход,
• Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.
• Формируйте активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным стрессам (стрессы — это аромат и вкус жизни (Г. Селье).
• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме.
• Признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как это вам бы хотелось. Будьте гибче в оценках других людей, не старайтесь переделать партнера, подогнать его под себя. Для этого:
• уважай мнение другого, ибо оно интересно и дорого ему;
• не требуй от человека максимального, ибо идеальных людей не бывает;
• проявляй уважение к мнению собеседника, даже если ты его совсем не разделяешь;
• не раздражайся неловкостью, несообразительностью, слабостью - сам таким бываешь.
• Научитесь управлять своим эмоциональным состоянием, развивайте свою эмоциональную устойчивость.
Успеха скорее добивается тот, кто ежедневно проводит «чистку» своих взглядов, пересматривает устаревшие убеждения, работает над своими мыслями, учится выражать свои желания только в позитивной форме. Это поможет понять, что только мы сами несем стопроцентную ответственность за все события своей жизни.
Каждому педагогу целесообразно и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.