Юлия Кашеварова
Управление педагогическими конфликтами: понятие и этапы
▼ Скачать + Заказать документы
Управление конфликтами : понятие и этапы.
Управление конфликтом – это деятельность субъекта конфликта, осуществляемая им на протяжении всех этапов конфликтного взаимодействия и предполагающая осознанное контролирование происходящего.
Управление конфликтом предполагает осуществление следующей деятельности субъектом конфликта или независимым лицом:
– обнаружение симптомов конфликтной ситуации;
Публикация «Управление педагогическими конфликтами: понятие и этапы» размещена в разделах
– диагностика происходящих взаимоотношений и возможных противоречий в этой сфере;
– прогнозирование вероятностных конфликтов в будущем и способов их развития;
– профилактика конфликтов;
– предупреждение столкновений;
– ослабление эмоционального напряжения и интенсивности конфликтной ситуации на этапе развития и эскалации противоречия;
– разрешение конфликта с применением необходимых приемов и техник для конкретной конфликтной ситуации.
Управление уже развернувшимся конфликтом заключается в предоставлении конфликтующим сторонам возможности раскрыть и защищать свои интересы, открыто демонстрировать свою позицию. Эта возможность должна предоставляться в рамках организации неконфликтных способов выражения. Отсутствие возможности у оппонентов развивать проблемную ситуацию приводит к большей напряженности, которую следует снимать при управлении конфликтом. Управлением индивид обеспечивает взаимодействие через конструктивные способы: сотрудничество, избегание конфронтации, обоюдный компромисс.
Этапы управления конфликтами.
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п., направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами) : педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
Остановимся на характеристике видов управления конфликтами.
Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленное на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.
Прогнозирование осуществляется на базе изучения объективных и субъективных условий и факторов конфликтного взаимодействия между людьми, их индивидуально-психологических особенностей, а также анализ общих и частных причин конфликтов.
Предупреждение конфликта – это вид субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта.
Предупреждение основывается на прогнозировании конфликтов. В этом случае на основе полученной информации о причинах назревающего нежелательного конфликта предпринимаются активные действия по нейтрализации причин. Эта форма предупреждения называется вынужденной. Существует и другая форма – превентивная, которая реализуется в рамках эффективного управления социальной системой.
Основными направлениями превентивного предупреждения конфликтов являются :
а) Забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
б) Подбор и расстановка кадров с учетом их индивидуально-психологической совместимости.
Совместимость межличностная – взаимное приятие партнеров по общению, сотрудников, членов коллектива, основанное на оптимальном сочетании по принципам сходства или взаимодополняемости ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций, значимых для межличностного взаимодействия.
в) Соблюдение принципа социальной справедливости при принятии решений, затрагивающих интересы коллектива и сотрудников;
г) Воспитание персонала, формирование у сотрудников психолого-педагогической культуры общения.
Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провоцирование, преднамеренное ускорение конфликтного взаимодействия.
Стимулирование целесообразно применять в случае развития конструктивных конфликтов.
Основными средствами стимулирования конфликта являются :
а) Вынесение проблемного вопроса для обсуждения (на собрании, совещании, семинаре);
б) Критика сложившейся ситуации на совещании;
в) Выступление с критическим материалом в средствах массовой информации;
Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.
Различают три стадии регулирования конфликта :
а) стадия признания реальности конфликта участниками конфликтного взаимодействия;
б) стадия легитимизации, т. е. достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия;
в) стадия институциализации конфликта, т. е. создания соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.
Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта в связи с исчерпанностью конфликтного взаимодействия.
Различают полное и неполное разрешение конфликта :
а) Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций;
б) Неполное разрешение конфликта происходит в том случае, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации.
Кроме того, при разрешении конфликта необходимо учитывать предпосылки, формы и способы.
Предпосылки разрешения конфликта :
– Достаточная зрелость конфликта;
– Потребность субъектов конфликта в его разрешении;
– Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта;
Формы разрешения конфликтов :
– уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
– согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на основе компромисса;
– взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
– перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество);
Способы разрешения конфликта :
– административный (увольнение, наказание, перевод на другую работу);
– педагогический (беседа, просьба, разъяснение, убеждение).