Гордина Светлана
Укрепление здоровья детей посредством формирования у дошкольников здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Гордина Светлана Владимировна
воспитатель
Введение
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить. Что такое здоровье. «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
Темочки:
В последнее время воспитателей дошкольных учреждений волнует не только низкая двигательная активность, но и состояние здоровья детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь? Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно – способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.
Ответ волнует как педагогов, так и их родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности. Формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Изменилась моя роль, как воспитателя. Я должна не только дать качественные знания детям, но и сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
В процессе анализа выявлены следующие проблемы.
1. По моим наблюдениям, что подтверждают результаты диагностики у многих детей, при поступлении в детский сад не сформированы умения выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры; не соблюдают элементарные правила приёма пищи; не владеют в соответствии с возрастом необходимыми навыками самообслуживания; не умеют одеваться и раздеваться в определённой последовательности. Дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений. Дети имеют лишний вес, нарушения осанки. Приложения №1.
2. Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило, что они имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Приложение №2.
Актуальность решения данной проблемы заключается в необходимости сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Добиться снижения заболеваемости детей не возможно без систематической, планомерной работы по физическому воспитанию; без использования нетрадиционных форм и методов по формированию основ ЗОЖ и организации активности детей.
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Осмысление данной проблемы позволило сформулировать тему работы «Укрепление здоровья детей через формирование у дошкольников здорового образа жизни».
Определена цель: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.
Объектом исследования является процесс развития двигательной и познавательной активности в усвоении основ здорового образа жизни детьми дошкольного возраста.
Предметом исследования – возможность использования различных форм работы с детьми и родителями по пропаганде здорового образа жизни и формирование основ ЗОЖ.
Достижение цели решала посредством реализации следующих задач:
* изучить и апробировать систему методов и приёмов, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности;
* внедрить в образовательный процесс современные оздоровительные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
* совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в группе с учётом возрастных и индивидуальных потребностей дошкольников и современных требований ФГОС ДО;
* формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;
* создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни – вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ, направленный на формирование основ здорового образа жизни.
Практическая значимость работы состоит в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольников в детском саду :
*использование валеологических приёмов обучения, развития для мотивации к здоровому образу жизни;
*использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Сложность работы заключается в недостаточном материально-техническом обеспечении образовательного процесса (оснащении развивающей предметно-пространственной среды современным оборудованием для занятий физической культурой, а также слабой мотивацией к сотрудничеству родителей, непонимание важности сформированности основ ЗОЖ, двигательной активности детей для их развития, здоровья и успешной адаптации.
Основная часть.
Укрепление здоровья – одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способность его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно-оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.
Проанализировав данные результаты диагностики, убедилась в целесообразности выбранной темы и необходимости организации целенаправленной работы с детьми. Так как дети должны получать не только теоретические знания о ЗОЖ, но и практические умения и навыки. Систему работы построила с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей дошкольного возраста.
В работе придерживалась следующих принципов:
- доступность (учёт возрастных особенностей);
- систематичность (повторение усвоенных правил и норм);
-последовательность (от простого к сложному);
-наглядность (учёт особенностей мышления);
-динамичность (интеграция программы в разные виды деятельности) :
-дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения норм и правил ЗОЖ каждым ребёнком).
Мною была проведена работа, которая была направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья. Но как это сделать? Какими средствами и путями? Чему я хочу научить своих воспитанников? Эти вопросы я задаю себе постоянно. И с каким бы я возрастом не работала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого занятия – это воспитания личности, человека, знающего основы безопасности жизнедеятельности. В работе, направленной на укрепление здоровья у детей, я включала беседы: «Я и моё здоровье», «Правильно ли мы питаемся», «В гостях у Мойдодыра», «Что делать, чтобы быть здоровым и сильным».
Работа с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники. Приложения №3
На занятиях познавательного характера идёт формирование представлений детей о человеке, его организме и здоровье. Зависимости здоровья человека от образа жизни, о безопасном поведении в быту и природе.
В течение дня с детьми использую различные виды игр: подвижные, сюжетно - ролевые, дидактические, а также игры с элементами массажа. Подвижные игры помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. Приложение №4
При проведении игр с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологические активные точки кожи, но ребёнок здесь не просто «работает», а играет своим телом. Он мнёт, разглаживает, «лепит» своё тело, словно ваятель, как бы заново создавая, его по законам красоты. Когда ребёнок лепит красивое лицо, он поглаживает лоб, щёки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливает пальчиками активные точки переносицы, середину бровей, разглаживает брови, глаза, похлопывает по щекам, подёргивает нос. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то новое и прекрасное способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему
В настольной дидактической игре «Валеология» закрепляю с детьми правила гигиены. Которые помогают сохранить зубы, уши, глаза здоровыми, обсуждаем поступки детей, выясняем причины болезни, приводим примеры из собственной жизни.
Дети должны свободно выражать свои эмоции, уметь общаться в коллективе. В сюжетно – ролевых играх проявляется общение со сверстниками, совершенствуется личность, формируется ситуативно-деловая форма общения с другими детьми.
Воспитание культурно-гигиенических навыков о режимных моментах предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле, чихании. Каждый режимный момент для меня это временный ориентир к постепенной смене деятельности. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой мои воспитанники начинают осознавать: почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужен сон и зарядка, прогулки. Почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья и представляет собой определённую систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. В своей группе я использую такие методы закаливания как: массаж стопы и ходьба босиком по массажным коврикам в групповой комнате, облегчённая одежда во время дневного сна. Приложение №4
В совместной деятельности с детьми закрепляем знания о здоровье через продуктивную деятельность (лепка, аппликация, рисование) : «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Предметы гигиены», «Зимняя прогулка», «На зарядку становись!».
В прогулки включаю следующие оздоровительные мероприятия – подвижные и спортивные игры, занятия физической культурой, в тёплое время года – игры с водой.
Дважды в неделю я водила в ДК «Вороний брод» детей на танцевальные занятия, для развития чувства ритма и двигательных способностей. Два раза в неделю вожу детей на спортивные игры. Приложение№5
Работая по данной теме, собрала материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработала картотеки игр и упражнений, выпустила папки- передвижки, составила памятки для родителей. Приложение №6
В процессе работы накопила определённый опыт, которым делилась с педагогами по вопросу формирования культуры ЗОЖ у дошкольников на педсоветах, семинарах, открытых занятиях. Приложение №7.
Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является совместная работа с семьёй в решении вопросов укрепления здоровья. Приложение №8
Для этого использовала различные формы :
*Групповые родительские собрания : «Здоровье детей в наших руках», «Укрепим здоровье в условиях детского сада»;
*Анкетирование «Здоровье вашего ребёнка», «Семья и ЗОЖ»;
* Совместные акции: спортивные развлечения, дни здоровья;
*Индивидуальные консультации, рекомендации по организации режима дня, развитию двигательных навыков;
*Папки – передвижки, буклеты из серии «Ступеньки здоровья»;
*Выставки детских работ по изо деятельности на тему ЗОХ;
* «Библиотека» - специальная литература по здоровью для ознакомления родителей.
Заключение.
Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия, различные виды деятельности по укреплению здоровья через формирование у детей элементарных навыков здорового образа жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Ведь укрепление здоровья – одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребёнка. Выполнить его можно лишь при наличии чётко продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов. Результаты диагностики подтверждают эффективность моей работы.
Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне. Я и сегодня стараюсь в своей работе приучать дошкольников соблюдать все эти правила, то есть: правила личной гигиены, следить за собой, своими поступками, эмоциями. Планомерная работа приводит не только к улучшению здоровья детей, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор. Работая в тесном контакте с родителями, я увидела, что наши цели совпадают: воспитать в детях желание заботиться о своём организме и быть всегда здоровым!
Задачи, поставленные в начале исследования, выполнены. Но я вижу потенциал развития данного направления в дальнейшем. Нужно отслеживать появление новых методических материалов и пополнять банк игр, упражнений, поддерживая мотивацию детей к формированию здорового образа жизни.
Список литературы.
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Аверина Е. И. «Физические минутки и динамические паузы», М. 2008г.
3. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»,
Методическое пособие. М. 2007г.
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. М. 2006г.
5. Михеева Е. В. развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4 – 7лет, рекомендации, развивающие игры, упражнения, занятия. Волгоград: Учитель,2013г.
6. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игровые технологии в системе физического воспитания школьников. Волгоград: Учитель 2013г.
7. Программа для ДОУ. Школа здорового человека. М. ТЦ «Сфера»,2006г.
8. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Издательство «Учитель» 2012г.
9. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М. 2005г.