Салихова Зульфира Зуфаровна
Конспект занятия по знакомству с нормами правовой культуры поведения «Уголовное законодательство»
▼ Скачать +Заказ
ГБОУ Ермолаевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Воспитатель: Салихова Зульфира Зуфаровна
Тема: «Уголовное законодательство.
Цель: Знакомство детей с нормами правовой культуры поведения в обществе.
Задачи: Способствовать формированию у детей правовой культуры в неформальной игровой обстановке.
Формировать представления о правах и ответственности человека.
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
Коррекция и развитие памяти, связной устной речи.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, выставка детских рисунков, книги по уголовному кодексу.
Ход:
I Вступительное слово.
Воспитатель: Добрый день, ребята. С давних времен существовала проблема с соблюдением законов и порядка в обществе. В старину преступникам выжигали клеймо на лбу или отрубали руку, и все видели, что этот человек совершил преступление. Ребята, что такое правонарушение? Преступление?
Преступления совершаются как в дневное время, так и в вечернее. Преступления даже стали совершать ученики начальных классов. Как же мы будем дальше жить? Много зависит от того, какие цели поставили каждый из вас перед собой. Не оступиться в жизни трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью трудно. Некоторые думают:» Преступлю закон, значит, сильный, ничего не боюсь». Всё не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути, а что будет завтра? Ребята вы должны быть готовы нести ответственность за свои поступки самостоятельно. Чтобы быть настоящим гражданином своей страны, надо знать закон и соблюдать его. Давайте постараемся разобраться в них сегодня.
Задание: Попытайтесь определить, какие действия можно отнести к аморальным поступкам, а какие нельзя:
- ходить босиком по траве, грубить
- сорить в общественных местах, ловить рыбу
- распивать алкогольные напитки, курить
- зарабатывать много денег, сплетничать
- смотреть видеофильмы, жадничать
Воспитатель:
Да, необходимо соблюдать закон. А законы прописаны в уголовном кодексе. Со скольки лет наступает уголовная ответственность?
Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок – это …
Дети. Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Воспитатель. Приведите свой пример проступка.
Дети. Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с директором школы или учителем.
Воспитатель. Сформулируем определение правонарушения.
Дети. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Воспитатель. Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет?
Дети. Родители или лица, их заменяющие.
Воспитатель. Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?
Дети. Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.
Воспитатель. Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?
Дети. Нет. В тюрьму сажают за преступления.
Воспитатель. Дайте определение преступлению.
Дети. Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Воспитатель: Молодцы! Давайте попробуем разобрать по смыслу некоторые пословицы:
С кем поведешься, от того и наберёшься.
Нет преступления без наказания, нет наказания без закона, нет преступления без законного наказания.
Строгий закон виновных творит.
Где все виноваты, так никто не виноват.
Вора миловать – добро погубить.
Лучше виновного простить, чем невинного карать.
Справедливость есть постоянная и неизменная воля – каждому воздать по заслугам.
В преступлении виновен тот, кому это больше выгодно.
Закон суров, но это закон.
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!
Физминутка.
Воспитатель: А сейчас попробуем разобрать ситуации, приводящие к нарушению уголовного законодательства.
Бомбу юный Олег соорудил,
Взорвать её во дворе поспешил,
Увидел сосед столь страшное дело:
Звонок по «ноль-два» и конец беспределу.
Комментарии детей:
Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, совершенное с применением оружия или предметов. Используемых в качестве оружия.
-наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двух сот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишение свободы до пяти лет.
Воспитатель:
Мальчик витрину разбил в магазине,
Утюг подарить он хотел тете Зине,
Но тетя не рада такому подарку:
В полицию мальчик поедет из дома.
Комментарии детей:
Грабеж. то есть открытое хищение чужого имущества. Наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишение свободы до четырех лет.
Воспитатель:
Ограбить сберкассу два друга решили:
Из шапок они себе масок нашили.
Но хоть деревянным и был пистолет,
Срок будет реальным. Сомнения нет.
Комментарии детей:
Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья. Наказывается лишением свободы от двух до пяти лет.
Воспитатель:
Терпеть соседей Андрюша не мог
И вечером дверь их в квартире поджог,
Из-за пожара полдома сгорело,
Теперь заведут уголовное дело.
Комментарии детей:
Умышленное уничтожение чужого имущества. Наказывается штрафом, либо лишением свободы сроком до одного года.
Воспитатель:
Уголовный кодекс-это государственный документ, в котором прописаны законы. Следовательно какой напрашивается вывод? (ответы детей)
III.Работа со сказками.
Игра «Поймай преступника»
Воспитатель:
Ребята, предлагаю вам слайды со сказками, в которых сказочные герои нарушают законы или права других героев. Чтобы поймать преступника, вам необходимо назвать сказку. Назвать преступника и объяснить почему он не прав.
Воспитатель: Молодцы!
IV.Закрепление темы
Воспитатель:
Ребята, у каждого на столе лежат картинки, на которых изображены те или иные действия человека. Пусть каждый из вас возьмет картинку и, при помощи магнита определит её на доске. Доска разделена на две части: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Воспитатель: Молодцы!
V.Итог занятия.
Воспитатель: Подводя итог нашего занятия, хочу процитировать слова Екатерины Великой: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать»; Вольтер: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»; Иоганн Гердер: «Позорно не наказание, а преступление»
Спасибо всем за внимание!