Наталья Плоткина
Уголок развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речевой центр в группе № 1 «Ягодка»
Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Создавая речевую среду группы очень важно, чтобы окружающая обстановка была комфортной и эстетичной, оформление должно быть привлекательным и вызывать у детей стремление к самостоятельной деятельности. Речевой уголок в группе является одной из форм предметно-развивающей среды, способствует содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С его помощью мы создаём условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Публикация «Уголок развития речи» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Содержание речевого уголка выполнено в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи, игровой и дидактический материал заменяется или пополняется ежемесячно, деятельность детей в речевом уголке разнообразна. Дидактическое оснащение удовлетворяет потребностям актуального развития ребенка и его саморазвития, в то же время уголок не перегружен оборудованием, так как это затрудняет выбор. Игровой и дидактический материал в речевом уголке расставлен по темам занятий по развитию речи и регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами, а помогает в этом введение цветовых маркеров на конвертах, содержащих игры.
Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырех компонентов:
1. центральное место занимает речь воспитателя, своей речью воспитатель учит ребенка родному языку, речь его является основным источником речевого развития в детском саду, и воспитатель должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям;
2. систематические занятия по развитию речи;
3. беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка;
4. создание педагогами определенных условий, специального места.
Содержание речевого уголка :
- картотека артикуляционных упражнений;
- комплект зеркал (с ручкой);
- картотека дыхательных упражнений;
- картотека пальчиковых игр;
- картотека оздоровительных пауз (динамических);
- дидактические игры на обогащение словаря;
- дидактические игры на развитие грамматического строя речи;
- дидактические игры на развитие связной речи;
- дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи;
- дидактические игры на развитие фонематического слуха;
- картотека словесных дидактических игр по всем разделам;
- предметы, игры на развитие мелкой моторики;
- массажные мячики и картотека упражнений с ними;
- символическое отображение разделов в цветовой гамме.
Дидактический материал в речевом уголке :
- материал по развитию артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры, артикуляционные уклады-схемы, артикуляционная гимнастика в альбомах, стихах, ватные диски, палочки;
- пособия для развития дыхания : шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, картотека дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика;
- пособия для развития мелкой моторики руки – сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, шнуровки;
- игры и пособия по автоматизации звуков – мелкие игрушки, предметные картинки, разные виды театров, альбомы на звуки, чистоговорки, стихи;
- игры по лексике и грамматике – предметные картинки по лексическим темам, игры;
- игры по развитию связной речи – серии сюжетных картинок, разные виды театра, стихи, детские книги.