Нигай Тамара
Долгосрочный проект «Удивительный снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный снег
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида»
Долгосрочныйпознавательно - творческий проект по образовательной области познавательное развитие.
Тема: Удивительный снег
Выполнили:
Воспитатели группы «Колосок»
Нигай Т. А. ,
Красильникова Т. В
Шарыпово 2024г.
«Удивительный снег»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
Темочки:
Паспорт проекта :
Вид проекта :Творческий, познавательный, исследовательский.
Продолжительность:долгосрочный
Сроки реализации:с 01.02.2024 по 01.04.2024
Участники проекта :Дети разновозрастное группы «Колосок» дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Форма проведения:групповая
Предмет исследования: снег и его физические своиства.
Пояснительная записка
Все дети любят зиму, им нравятся зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепка снеговиков, игры со снежками и другое, но никто не задумывался, откуда и почему идет снег, какими свойствами он обладает. А снег – это не только зимние забавы, это – предмет исследования, который таит в себе столько интересного, любопытного и привлекательного. И самое главное – далеко ходить не надо, вот он – предмет исследования, под ногами! Удивительное – рядом!
Для того чтобы понять и узнать свойства снега, дети должны наглядно это увидеть. Чтобы предоставить детям такую возможность необходимо с детьми провести опыты, наблюдения, прочитать необходимую литературу, просмотреть познавательные фильмы, дать им возможность творчески подойти к познанию снега.
Актуальность: Дети рождаются любознательными, они приходят в мир с врожденным желанием понять, как устроено все вокруг, стремятся прикоснуться к как можно большему количеству предметов, чтобы получить новый опыт, задают множество вопросов, исследуют и обучаются, чтобы удовлетворить свою любознательность.
Цель проекта «Удивительный снег» : развитие познавательной активности детей в процессе творческой и исследовательской деятельности, как в детском саду, так и в семье. А именно развитие познавательной активности при исследовании снега.
Наша проектная работа посвящена изучению снега. Мы решили узнать больше о видахснега и его свойствах. К внедрению этого проекта нас натолкнули наблюдения за детьми на прогулке, вопросы детей, проведенное анкетирование среди родителей.
Проблема проекта : У детей недостаточно знаний о снеге. Дети часто задают вопросы: почему говорят, что снег грязный, если он белый? Как снег может защитить от холода, если он холодный? Почему снежинки все разные? Как они образуются? Почему одни снежинки с красивыми узорами, а другие похожи на крупу? Почему снег под ногами скрипит? Почему снег в тепле тает, а на морозе превращается в лед? Чтобы узнать как можно больше про снег и лед, было решено разработать этот проект.
В процессе реализации проекта решались следующие
задачи проекта :
• расширять представления детей о видах и свойствах снега;
• продолжать формировать знания о сезонных изменениях в природе, закреплять характерные приметы зимы;
• формировать умения детей делать выводы и умозаключения и на основе накопленного опыта реализовывать их в самостоятельной творческой деятельности;
• обогащать словарный запас детей;
• развивать память, внимание, воображение;
• развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов;
• воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Методы и приемы, используемые для решения поставленных задач:
• наблюдения;
• беседы;
• проведение опытов и экспериментов;
• чтение художественной литературы познавательного характера;
• просмотр обучающего познавательного фильма и мультфильма
• чтение информации из интернета;
• анкетирование среди родителей;
• лепка, рисование, аппликация;
• составление описательных рассказов по картинам;
• заучивание стихов о зиме и снеге, разгадывание загадок
В ходе реализации проекта дети принимали активное участие в проведении опытов и исследований; пополнили свои знания о видах и свойствах снега; знают о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном;называют свойства и виды снега; могут поставить конкретную задачу, найти ее решение и сделать соответствующий вывод.
К проведению этого проекта меня натолкнули споры и рассуждения между детьми о том, что снег есть нельзя, так как он грязный. Многие дети на прогулке, тайком пробуют снег на вкус, и конечно недоумевают «Как же он может быть грязным если он белый!».
Среди родителей было проведено анкетирование, с целью выявить отношение старшего поколения к поисково-исследовательской деятельности детей, которое показало, что большинство родителей поддерживают исследовательскую активность своих детей, стараются принимать активное участие в проведении опытов. Опираясь на это, мы-педагоги и родители, объединившись, должны поддержатьдетей, чтобы не «растерять» активность и любознательность младшего поколения.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит, сделать шаг в неизведанное и непознанное. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Расширяется словарь ребенка: он осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.
Проведя анкетирование, понаблюдав за детьми на прогулке, пришла к осознанию необходимости разработки и внедрения данного проекта.
Актуальность проекта :
Сказка – это произведение устного народного творчества, в котором в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных, придуманных событиях. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке открывается мир человеческих чувств и взаимоотношений, сказка утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Сказки таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей, для развития речевых навыков.
Чтобы постараться реализовать все выше сказанное, мы разработали проект «Мы играем в сказку «Репка». Сказка «Репка» относится к сказкам-цепочкам. В таких сказках надо внимательно следить за порядком эпизодов, за их логикой. Это и тренировка памяти, логики, простейших форм анализа, запоминание слов и образов героев. При хорошем рассказе, это еще и тренировка эмоций, выразительности речи. Она учит простым житейским мудростям:преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими; не отпускать руки перед проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Эта сказка говорит о том, что работать вместе легче. Что все вместе могут справится с любой работой.
Цель проекта :
Приобщать к сказкам посредством различных видов театра. Развить интерес детей к русским народным сказкам, через различные виды деятельности, воспитывать любовь к сказкам, создать положительный эмоциональный настрой. Создать условия для развития устойчивого интереса к сказке, развить познавательную и творческую активность.
Задачи проекта :
1. Помочь детям понять содержание сказки «Репка;
2. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки;
3. Развивать речь, обогащать словарный запас, развивать воображение и мышление;
4. Формировать у детей интерес к художественному творчеству;
5. Развивать у детей коммуникативные способности: побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки;
6. Формировать у детей театрально-творческие способности, навыки театральной культуры;
7. Создать условия для развития творческой активности детей, привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
8. Заинтересовать родителей в изготовлении атрибутов к спектаклю, созданию совместных творческих работ с детьми.
9. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру;
10. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Ожидаемые результаты:
1. Дети проявляют интерес к участию в совместном рассматривании иллюстраций к сказке «Репка», участвуют в её обсуждении, отвечают на вопросы по содержанию сказки, проявляют эмоциональную заинтересованность, следят за развитием действия в играх-драматизациях;
2. У детей обогатился словарный запас, расширилось представления об окружающем мире;
3. Развиваются артистические способности посредством участия в простых инсценировках сказок;
4. Дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
5. Сформируется умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
6. Повысится воспитательная компетентность родителей;
7. Пополнится театральныйцентр.
Ресурсное обеспечение: пальчиковые театры, настольные театры, театр на магнитах, элементы костюмов, раскраски по мотивам сказок, дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», книги, сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.
Вид проекта :
Творческий, познавательный, театрализованный, игровой.
Продолжительность:Краткосрочный
Сроки реализации:Две недели (20.03.2023 по 31.03.2023)
Участники проекта :Дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Форма проведения:Групповая
Проблема:К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а насовременных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть и почитать книгус ребенком., сходитьс ребенком в театр. Детские психологи считают это большим упущениевзрослых в воспитании своих детей.
Итоговое мероприятие: Драматизация русской народной сказки «Репка»
Этапы реализации проекта.
Проект состоит из трех этапов.
I Этап - подготовительный:
Цель этапа: Познакомить всех участников с проектом.
1. Консультации для родителей "Развитие детей в театрализованной деятельности".
2. Подобрать книги, иллюстрации по теме «Русские народные сказки»;
3. Разработка проекта в группе : «Мы играем в сказку «Репка»
4. Индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
5. Введение детей в игровую ситуацию. Знакомство со сказкой «Репка» (чтение, рассматривание иллюстраций, театральные этюды, отгадывание загадок);
6. Дидактические игры: «Мои любимые сказки", лото по сказкам, пазлы;
7. Показ настольного театра по сказкам: "Репка";
8. Изготовление театральных масок к сказке: "Репка".
9. Рассматривание иллюстраций по сказкам.
10. Раскрашивание разукрашек по сказкам.
11. Рисование «Репка».
Результаты этапа:
Дети узнают по иллюстрациям сказку, правильно называют персонажей. Умеют отгадывать описательные загадки об овощах, животных, сказках. Владеют обобщающими понятиями: «овощи», «домашние животные».Активно включаются в игру и речевые контакты с педагогом и сверстниками.
II Этап -основной:
Цель этапа: Создание совместно с родителями и педагогами условий для формирования у детей устойчивого интереса к игре драматизации сказки «Репка».
1. Рассказывание русской народной сказки «Репка» с показом настольного театра.
2. Рассказывание сказки «Репка» при помощи штокового театра.
3. Лепка «Репка».
4. Рассказывание сказки детьми с имитацией действий.
5. Упражнение «Изобрази героя», имитационные упражнения.
6. Дидактическая игра «Мои любимые сказки».
7. Ряжение в костюмы.
8. Драматизация сказки «Репка».
9. Разучивание пальчиковой игры «Репка».
10. Использование раскрасок к сказке «Репка».
11. Подвижные игры: «Вершки, корешки», «Овощи – фрукты».
Результаты этапа:
Дети внимательно слушают сказку, активно сопереживают героям, эмоционально откликаются на содержание сказки; с небольшой помощью могут описать сказочного персонажа, не перебивают, слушают и дополняют друг друга; с большим желанием участвуют в подготовке к спектаклю, распределению ролей; дружно работают в мини-группах, создавая выразительный образ героев.
Взаимодействие с родителями: совместное посещение кукольных представлений в театрах города (при возможности, просматривание телепередач и мультфильмов с участием кукольных персонажей, совместная художественная деятельность (рисование, аппликация, конструирование). Родители стали активными участниками в подготовке к спектаклю (Создание декораций, костюмов).
III Этап - заключительный.
Цель этапа: Предоставить возможность детям продемонстрировать результаты своего творчества.
1. У родителей появился интерес к театру и совместной деятельности с детьми.
2. Пополнение театрального уголка разными видами театра.
3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и штовового театра.
4. У детей сформировано представление о различных видах театра.
5. Выставка совместного творчества детей и родителей (рисунки) «Герои сказки".
6. Театрализованное развлечение: показ сказки «Репка».
Результаты этапа.
У детей активно развиваются артистические способности по средствам участия в простых инсценировках сказок. Они проявляют более активный интерес к художественному творчеству, овладевают навыками публичных выступлений; развиваются коммуникативные навыки детей; дети согласовывают между собой действия и ролевые диалоги в ходе спектакля; родители и педагоги стали сотрудниками в развитии детских творческих способностей.
Интеграция областей:
О. О. «Речевое развитие»
Беседа о видах театра; разучивание стихов овощей, разучивание слов героев сказки, Отгадывание загадок про героев сказки «Репка», Рассматривание картины «Домашние животные».
О. О. Социально-коммуникативное развитие
Игра драматизация сказки «Репка»; пальчиковая игра «Как мы репку посадили», игра-имитация движений сказочных героев.
О. О. Познавательное развитие
Д / и: «Мир сказок»,«В гостях у сказки»,«Угадай сказку» (с использованием мнемотаблиц,«Чудо мешочек»,«Попробуй на вкус», «Где растут овощи, где растут фрукты?», «Опиши овощ».
Ознакомление с окружающим миром «Домашнии животные»; Беседа: «Полезные овощи», «Овощи на грядке».
О. О. Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Репка выросла большая», рисование «Репка на грядке», аппликация «Овощи в банке».
Знакомство с драматизацией сказки.
Разучивание хороводной песни: «Есть у нас огород».
Танец парный: «Потанцуй со мной дружок».
О. О. Физическое развитие.
П / и: «Репка-репонька», Физкультминутки «Репка», «В огороде репка», «Как мы рады».
Рефлексия (вывод) :
1. В дальнейшей работе по театрализованной деятельности необходимо создать больше атрибутов (костюмы, другие виды театров)
2. Продолжать знакомство детей с любимыми сказками.
3. Создать уголок эмоций для более успешного усвоения знаний о характерах и эмоциональных состояниях героев изучаемых сказок.
Приложение.
Пальчиковая игра
Репку мы садили (пальцами «ройте» лунку в детской ладошке)
Репку поливали (имитируйте, как льется вода из лейки)
Выросла репка (разгибаем постепенно пальчики)
Хороша и крепка (ладонь оставляем открытой, пальцы согнуты, как крючки. Крючками своих пальцев возьмитесь за крючки малыша и, сцепившись, тяните каждый в свою сторону).
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-тянем, тянем-тянем! Ух! (расцепляем руки и трясем кистями).
Физкультминутка «Репка»
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили (имит движения)
А теперь её потянем (имит движения)
И из репы кашу сварим (имит движения)
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)
Физкультминутка «В огороде –Репка» :
В огород мы пойдем. Дети идут по кругу и изображают
Овощей наберем. как будут набирать овощи.
В огороде нашем
Нет нашей репки краше! Поглаживают руками лицо
Круглый бок, Повороты в стороны
Желтый бок Наклоны в стороны
Сидит на грядке колобок Дети приседают
Врос он в землю крепко
Потянем его детки! Наклоны вперед
Тянем - потянем
Вот и вытащили репку! Руки поднимают вверх
А она сочна, кругла, больша, Руки в стороны
Одним словом удалась –
Желтым солнышком зажглась! Дети закрывают глаза, жмурятся
Руки поднимают вверх.
Подвижная игра «Репка - репонька».
Дети идут по кругу, взявшись за руки, говорят слова:
Репка-репонька,
Расти, расти крепенька.
Ни мала, ни велика, (опускают руки вниз, поднимают вверх)
До мышиного хвоста. (разводят руки в стороны)
Да! (хлопают)
Дети хлопают в ладоши, а репка – пляшет.
Пальчиковая игра «Будем мы варить компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держать "ковшиком",
указательным пальцем правой руки "мешать" компот)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. (левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот)
Физкультминутка «Как мы рады.» :
Ребята, как вы думаете, дед, бабка, внучка, кошка, Жучка и мышка радовались репке? (ответы детей)
-Вот как они радовались:
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Физкультмиинутка «Любим спортом заниматься!»
Любим спортом заниматься. (руки перед грудью, рывки руками.)
Будем очень мы стараться.
Мяч бросать и принимать, (имитируем броски мячом)
Метко вдаль его кидать.
Ловко прыгать на скакалке (прыжки на месте)
Ног своих совсем не жалко.
Приседать и вновь вставать, (дети приседают и встают.)
Руки быстро поднимать. (поднимают руки вверх).
Наклоняться вправо, влево. (наклоны вправо, влево)
Пальчиковая игра «Как мы репку посадили» :
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти!
Появляются листочки,
Распускаются цветочки.