Валерия Матвейкина
Учимся говорить правильно, играем с Буквознайкиным и Звукознайкиным
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, ребёнку нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Общеизвестно, что одной из причин более позднего становления звуков речи является малоразвитая моторика пальцев рук. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефекты в звукопроизношении. К четвёртому году жизни у большинства детей уже развивается интерес к рифме, стихотворные и срифмованные тексты развивают у детей внимание к звуковой стороне речи, а значит, способствуют развитию речевого слуха. Поэтому материал для тренировок мелкой моторики преподносится в виде сказок, весёлых стишков и загадок, это делает занятия с детьми более эмоциональными, интересными и увлекательными, принимает форму игры. Для моих ребят с ОНР, эти упражнения являются каждодневными и обязательными. Наряду с пальчиковой гимнастикой мы делаем и упражнения для развития моторики артикуляционного аппарата, они развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, т. е. помогают научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков. Чтобы помочь своим ребятам освоить материал,сделать занятия веселыми и занимательными я «познакомила» их с двумя забавными человечками,которые помогают нам, с ними в игровой форме мы разучиваем новые артикуляционные упражнения.
Публикация «Учимся говорить правильно, играем с Буквознайкиным и Звукознайкиным» размещена в разделах
Вот они,наши друзья- Буквознайкин,он прочитал много книг и всё знает. Он знакомит нас с буквами,обьясняет значения новых слов. Его правило : " Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать гимнастику для пальчиков!"
и Звукознайкин, он открывает нам страну красивых звуков.
"Звуки слушай ты внимательно и произноси старательно.
Говори спокойно,внятно, чтобы было всем понятно!"
Вот некоторые из наших упражнений
Чтобы научиться красиво говорить, надо приучить свои губы хорошо работать, одно из неприменных условий- научиться улыбаться открытой улыбкой. Кто поможет нам в этом?
Упражнение "лягушки улыбаются"
Квака любит улыбаться, рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей!
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются.
А глаза у них как блюдца!
ещё одно упражнение-подольше подержи улыбку
Доброе утро и солнцу и птицам:
Доброе утро улыбчивым лицам!
Упражнение "Грибок"
На лесной опушке, где жила кукушка
Вырос гриб волнушка-шляпка на макушке.
Звукознайкин в лес пошёл и большой грибок нашёл
Вот и нет волнушки на лесной опушке!
(ребята улыбаются,приотокрывают рот, щёлкают язычком и "присасывают "его к нёбу-щляпка гриба, затем раскрывают рот пошире, получается ножка.
А вот это весёлое упражнение "Змейка", вырабатывает умение делать узким язычок и развивает его подвижность.
Язык в змейку превращается, упражненье начинается
Вот вперёд стремится змейка повторить за ней сумей-ка!
То бросается вперёд, то скорей назад ползёт!
Язык змейкой извивается вправо, влево продвигается.
Змейка всюду побывала,а теперь она устала
Уползает она в норку чтоб немножко отдохнуть
Отдохнула- снова в путь!
Змейка снова извивается, всё отлично получается!
Змейке нравится играть и движенья выполнять
Станет язычок стараться- звуки будут появляться!
А мы заодно и пальчики разомнём-змейку дружно соберём!
На сегодня всё!