Лучший педагог года

Консультация «Учим убирать игрушки»

Анастасия Баланцова
Консультация «Учим убирать игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УБИРАТЬ ИГРУШКИ – этот вопрос становится одним из самых животрепещущих в воспитательном процессе для многих родителей. Каким бы банальным не казался этот бытовой навык на первый взгляд, освоение его имеет огромное значение для формирование личности.

Очевидно, что целью уборки является ПОРЯДОК. Порядок можно поддерживать постоянно, наводить его время от времени или вообще не наводить. Подход к этому вопросу определяется, как правило, двумя качествами человека: его потребностью в порядке и его способностью к организованности. И то и другое качество взращиваются с детства и имеют огромное значение для успешности и благополучия человека на протяжении всей его жизни.

Публикация «Консультация „Учим убирать игрушки“» размещена в разделах

Уча детей приборке, мы закладываем основание для формирования способности поддерживать порядок в собственной жизни, в том числе: в делах, в документах, в обязательствах перед другими людьми, перед родными и близкими. Это первый уровень освоения способности нести ответственность за своё жизненное пространство. Если именно так понимать суть и цель приборки, то можно выделить несколько принципов, которых следует придерживаться, чтобы научить детей убирать свои игрушки. Раскрою их постепенно.

1. ФОРМИРОВАТЬ ПРИВЫЧКУ К УБОРКЕ ИГРУШЕК НАДО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО И ПОСТОЯННО.

Недавно мне попалась статья, автор которой утверждал, что приучать детей убирать свои игрушки нужно лет с семи. До этого возраста, считает автор, маме следует самой с энтузиазмом устранять наведённый детьми кавардак, транслируя положительный пример, ну и не мешать им, если вдруг дошколятам захочется помочь маме. Иначе говоря, автор советует предоставить детям свободу убирать игрушки тогда, когда им хочется. А к нужному возрасту они, якобы, сами поймут необходимость приборки. Давайте попробуем понять последствия такой свободы выбора.

Первое, за несколько лет у детей сформируется стойкая привычка оставлять игрушки раскиданными после игры.

Второе, у малышей сложится устойчивое убеждение, что за порядок отвечает взрослый. Отсюда вытекает ещё два негативных последствия.

Первое из них - это напряжённые отношения с воспитателем, если малыш ходит в садик. А значит, и постоянный стресс от посещения садика.

Второе - дети упустят драгоценное время для того, чтобы в щадящих условиях учиться нести ответственность за свои дела. В семь лет дети пойдут в школу, на них свалится невероятно много школьных ограничений и ответственности, к которым они не привыкли. А тут ещё и мама решит взяться обучать детей приборке. В очень сложный период психологической адаптации и перестройки, на детей ляжет такая нагрузка, которая много вероятно приведёт к истерикам, нарушению поведения, утомлению, увеличит подверженность детей болезням.

Что касается мамы, то ей тоже придётся «пожать» последствия её выбора. Если мы имеет дело с самой обычной современной женщиной, у которой много задач и дел, а не с какой-то мифической Золушкой, то рано или поздно её терпение иссякнет. И первые, кто попадут под горячую руку уставшей мамы, окажутся её дети, раскидывавшие игрушки. Что, конечно же, подкрепит негативное отношение к уборке, основанное на страхе наказания. У мамы при этом возникнет чувство вины, самобичевание, снова попустительство, опять не выдержат нервы и так по кругу.

Итак, друзья, повторюсь, моё мнение состоит в том, что формировать привычку убирать игрушки нужно с самого раннего детства последовательно и постоянно, чтобы такая обязанность не свалилась детям неожиданно и травматично, как снег на голову. С чего начать, обсудим в следующем пункте.

2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ РЕБЁНКУ, ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ЕГО ВОЗРАСТУ И УВЕЛИЧИВАТЬСЯ ПОСТЕПЕННО, СОГЛАСНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ РЕБЁНКА.

Уже в 1-1,5 года ребёнок способен помогать взрослым раскладывать игрушки по местам. Очень важно, чтобы игрушек было не много (не больше 3х штук) и чтобы у них были постоянные места! Этот возраст очень хорош для отработки алгоритма: взял – поиграл - положи на место. Конечно, сначала ребёнок только сопровождает маму, которая обязательно проговаривает «взяли ложечку – поиграли – теперь уберём её на место». Важно, доводить эту схему до конца всегда. Постепенно малыш привыкает к этому ритуалу и у него появляется потребность в его соблюдении. На первых порах это может занимать какое-то время у мамы. Но это сэкономит ей массу времени тогда, когда малыш подрастёт и география его игры сильно увеличится.

С 2 до 3 х лет многие детки становятся очень упрямыми, они готовы делать всё наперекор взрослым. Здесь нужно быть очень осторожными: с одной стороны, настаивать на уборке, с другой - избегать явного противостояния. В этом возрасте как нельзя лучше подходят игровые приёмы. Можно развозить игрушки на грузовике или складывать краном. Можно устраивать соревнование, какая игрушка быстрее окажется на своём месте. Можно назначить главную игрушку, которая будет объявлять, какую игрушку убирать в данный момент. Объявлять и убирать можно по очереди со взрослым. Вариантов может быть множество. Здесь главное, запастись терпением и начать приборку заблаговременно. Очень важно научиться закладывать время на приборку самим взрослым. Помните, что количество игрушек, которыми играет малыш, не должно превышать 10 – 15 штук.

Естественно, кроха время от времени будет отказываться убирать игрушки. Не стоит заставлять, ругать или стыдить ребёнка. Нужно объяснить: если не хочешь убирать игрушки, то и брать их не надо. Здесь должны последовать логичные объяснения: кто-нибудь может об них споткнуться или раздавить, игрушка может потеряться. Если ничего не подействовало, взрослому стоит убрать игрушки самому. Но в следующий раз, когда детские ручки потянутся к игрушке, нужно остановить малыша. Нужно проявить настойчивость и терпение, выдержать детские слё зы и гнев спокойно и с сочувствием: «Я понимаю, что тебе очень хочется поиграть, но я не могу дать тебе игрушки. Играть могут только те, кто убирает за собой». Хотя бы день нужно выдержать без игрушек. Очень важно, чтобы малыш усвоил правило, кто не убирает, тот не играет, но при этом не проявить агрессии к ребёнку.

Детей дошкольного возраста уже пора обучать убирать игрушки на полки, аккуратно расставляя и сортируя. Нужно правильно определить объём игрушек, на уборку которого у ребёнка хватит терпения. Для трёхлетки это может быть 15 игрушек, а для семигодовалого чада штук 30. Это возраст, когда всё ещё действуют игровые приёмы.

Я помню детей от 3 до 4 лет, которые обожали игру «Слонята». Взрослый произносит такие слова: «Кажется, здесь поиграли слонята. Всё разбросали и скрылись куда-то. Игрушки плачут – нужны герои, которые здесь порядок устроят». Затем ребята подходили к воспитателю и произносили: «К исполнению задания готов!» Взрослый давал задание: «Задание для супер-героя Марии: вернуть всех кукол на полку» или «Задание для супер-героя Феди: собрать мечи на базу». По возвращении дети сообщали, что задание выполнено и получали новое задание.

Для деток постарше начинает набирать обороты мотивация собственного роста, они любят побивать собственные рекорды. Например, прибраться быстрее, чем вчера. Собрать все игрушки одной рукой. Суметь компактнее уложить конструктор и т. п. Аргументированная похвала становится сильным источником мотивации.

В этом возрасте правило «кто не убирает, тот не играет» действует непреклонно, при этом условия должны быть такими, чтобы ребёнок действительно ощутил, тягость лишения игрушек, но при этом не обозлился и не начал мстить. По меркам ребёнка лишение должно быть справедливым.

3. ВЗРОСЛЫМ СЛЕДУЕТ ОГРАНИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ИГРУШЕК, КОТОРЫМИ ИГРАЕТ РЕБЁНОК, СОГЛАСНО ВОЗРАСТУ.

Друзья, малыш не может выдержать какую-то невероятную по его меркам приборку. Поэтому стоит уберечь ребёнка от непосильной задачи, изначально ограничив количество игрушек для игры. О конкретных цифрах я писала выше. К тому же следует помнить, что качественная развивающая игра формируется там, где игрушек не много, но вполне достаточно, чтобы выстроить хороший сюжет.

4. ВЗРОСЛЫМ СЛЕДУЕТ СТРЕМИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЁНКА ВНУТРЕННЮЮ ПОТРЕБНОСТЬ В ПОРЯДКЕ. Уборка не должна становиться насилием или быть основана на страхах.

Личная потребность в порядке возникнет тогда, когда сформируется устойчивая привычка к чистоте. Именно поэтому все действия родителей должны быть постоянными, последовательны и систематичными.

Стоит выбирать позитивные способы мотивации, такие как: игровые приёмы, похвала, чтение поучительных сказок, сочинение сказок про уборку.

Метод логических последствий, основанный на правиле «кто не убирает – тот не играет», должен применяться исключительно в условиях уважительного отношения к ребёнку, без криков, оскорблений. Твёрдо, но почтительно.

5. ТРЕБОВАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ТО, ЧЕМУ ДЕТИ ОБУЧЕНЫ.

Переходить на новый уровень требований к приборке нужно с предварительным обучением и чётким пояснением правил. Если в доме появились новые, игрушки взрослому следует самому показать, как и куда их складывать после игры. Для ребёнка не должно оказаться новостью, что конструктор нужно аккуратно сложить, а не побросать в коробку. Сначала показать, как надо сложить конструктор. Затем убедиться, что ребёнок понял и сможет повторить. Всё это может происходить за несколько разных уборок. А уж потом требовать самостоятельного исполнения правила.

6. ПОДАВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР. Не требовать того, что не делаешь сам.

Естественно, что правила, установленные в доме, должны исполняться всеми домочадцами, как детьми, так и взрослыми. В первую это касается общего правила «взял – положи на место». Личная потребность взрослых в порядке их грамотное сопровождение детей – верный залог, что эта привычка будет принята младшим поколением.

Также взрослым следует научиться распознавать, когда в беспорядке виноваты они сами, а когда ответственность принадлежит детям. Если мама прозевала и не предупредила детей во время, когда им пора заканчивать игру, то стоит учесть эту ошибку в следующий раз и выпускать пар на детях, от того, что семья куда-то не успевает.

В завершении скажу, что верно выстроенная последовательная система обучения уборке помогает нашим детям нарастить сильные стороны характера, такие как: сила воли, способность к преодолению монотонной рутинной деятельности, терпение, выносливость, организованность, способность нести ответственность за своё жизненное пространство. Попустительство в этих вопросах укрепляет в детях их инфантильность, которая во взрослом возрасте сыграет с личностью дурную шутку. Первое, что окажется под угрозой это личная самореализация человека, его отношения в семье и в трудовом коллективе. Прежде всего поэтому взрослым, нужно со всей ответственностью понимать последствия своих воспитательных действий.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Если ребенок не хочет убирать игрушки» Уборка игрушек волнует многих родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду.

Консультация для родителей и воспитателей «Учим стихотворение с ребёнком» Вот снова праздник. И снова стоит проблема выучить с ребёнком стихотворение. Проблема встала потому, что это никак не удаётся или удаётся.

Консультация для родителей «Учим детей любить книгу»Консультация для родителей «Учим детей любить книгу» Уважаемые родители, очень скоро Ваши дети, наши выпускники станут школьниками. В школе ребятам раскрывается целый мир! Школа – это место,.

Консультация для родителей «Учим дома стихи с ребенком» Консультация для родителей "Учим дома стихи с ребенком" Воспитатель: Субботина Татьяна Михайловна Мама с сыном разучивает стихи, читает.

Консультация для родителей «Учим малышей двигаться под музыку»Консультация для родителей «Учим малышей двигаться под музыку» Почему надо учить совсем маленьких двигаться под музыку? Потому что музыкальные движения (мы не можем сказать музыкально-ритмические).

Консультация для родителей «Учим ребёнка хорошим манерам»Консультация для родителей «Учим ребёнка хорошим манерам» Хорошим манерам надо обучать ребёнка уже с того возраста, когда он начинает понимать обращённую к нему речь взрослого. И обучение должно.

Консультация для родителей «Учим детей любить животных»Консультация для родителей «Учим детей любить животных» Животные обычно привлекают внимание детей своей подвижностью. Чаще всего дети замечают ярко окрашенных, блестящих животных, а так же животных,.

Консультация музыкального руководителя «Учим малышей подпевать»Консультация музыкального руководителя «Учим малышей подпевать» Как научить малыша подпевать? Разучиваем с малышами песни «с голоса». Чередуем пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.

Консультация «Мы учим дни недели»Консультация «Мы учим дни недели» Консультация «Мы учим дни недели» Вот и нашим малышам подошло время для осваивания более обширных знаний: времена года, месяцы, дни недели,.

Развлечение в подготовительной к школе группе «Учим, учим ПДД, а иначе быть беде…»Развлечение в подготовительной к школе группе «Учим, учим ПДД, а иначе быть беде…» Подготовили воспитатели: Тавинцева З. И. и Камышанская И. А. Воспитатель: Ребята, по улицам каждый день проезжает много легковых и грузовых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Учим убирать игрушки»
Опубликовано: 13 апреля 2020 в 23:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Учим убирать игрушки»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Баланцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД