Адамова Патимат
Консультация для педагогов «Учим ребенка работать с текстом. Понимать, анализировать, пересказывать»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребёнка понимать полный смысл текста?
Технически большинство детей дошкольного возраста умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. Как правильно заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно и пересказывать.
Публикация «Консультация для педагогов „Учим ребенка работать с текстом, Понимать, анализировать, пересказывать“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
«Прочитай еще раз, но внимательнее», - стандартная фраза, которую говорят все взрослые, когда ребёнок не может понять полностью смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво и необдуманно, по-прежнему не вникая в его суть.
Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.
Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.
Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. В 6-8 лет формируется правильный (или неправильный) способ мышления и восприятия новой текстовой информации.
Учимся работать с текстом : 2 способа.
Вы уже выбрали интересную книгу, которую будете читать вместе, но не знаете, как подойти к чтению по-новому способу? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или воспитатель смог бы это отслеживать? Попробуйте два способа.
Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.
Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.
Приёмы работы с текстом, которые научат воспитанника понимать смысл прочитанного
• Попробуйте изменить какую-то незначительную деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета всей сказки.
• Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание - соединить кусочки чтобы они подходили по смыслу.
• Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.
• Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино про смыслу. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.
Отгадывайте загадки, решайте ребусы, задачи и головоломки, чтобы прокачать у ребёнка логическое мышление, память и внимание к деталям.
• Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
• Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
• Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.
Тренируйтесь на текстах, которые заинтересуют дошкольника или школьника. Так он с большей охотой выполнит задания к ним.
Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом - его анализу.
Как научить ребёнка анализировать текст?
Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?
Помогите своему ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
быстро понимать тему пройденного материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст
Начать можно с простых заданий.
• Определить тему, основную идею текста.
• Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте ряд рисунков.
• Составить цепочку тезисов из важных слов, самых важных фактов, событий.
• Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
• Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.
Как научить ребёнка запоминать и пересказывать текст?
Пора забыть те дни, когда пересказ вызывал у вашего школьника (или у вас обоих) неприятные эмоции, когда все скатывалось к срочной зубрежке. Если вы успешно преодолели предыдущие этапы, легко справитесь и с этой задачей.
Если навыки понимания и анализа текста все еще хромают, на этапе запоминания и пересказа это станет заметно. Хотя если ребёнок будет регулярно тренировать свои мыслительные способности, вы не заметите такой проблемы.
Пять простых шагов еженедельной тренировки:
1. выбрать текст, прочитать его на уровне заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев, чтобы получить общее представление о содержании, теме (просмотровое чтение);
2. осмысленно прочитать его (ознакомительное чтение);
3. обсудить содержание текста и обобщить впечатления (изучающее чтение);
4. перечитать текст с установкой на запоминание;
5. пересказать.
Успешно справляетесь с обычным пересказом? Время усложнить задания с помощью творческих приёмов.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка запоминать и пересказывать прочитанное
• Попробуйте составить максимально короткий план текста, опустив все мелкие детали.
• Предложите пересказать текст от имени одного из героев. Можно даже сделать небольшую инсценировку, используя мягкие игрушки или нарисованных персонажей.
• Заведите читательский дневник. В нем нужно помечать основную информацию о прочитанном: имена героев, основную мысль повествования, самые яркие моменты сюжета.