Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Учим ребенка работать с текстом. Понимать, анализировать, пересказывать»

Адамова Патимат
Консультация для педагогов «Учим ребенка работать с текстом. Понимать, анализировать, пересказывать»
▼ Скачать + Заказать документы

Как научить ребёнка понимать полный смысл текста?

Технически большинство детей дошкольного возраста умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. Как правильно заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно и пересказывать.

Публикация «Консультация для педагогов „Учим ребенка работать с текстом, Понимать, анализировать, пересказывать“» размещена в разделах

«Прочитай еще раз, но внимательнее», - стандартная фраза, которую говорят все взрослые, когда ребёнок не может понять полностью смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво и необдуманно, по-прежнему не вникая в его суть.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.

Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. В 6-8 лет формируется правильный (или неправильный) способ мышления и восприятия новой текстовой информации.

Учимся работать с текстом : 2 способа.

Вы уже выбрали интересную книгу, которую будете читать вместе, но не знаете, как подойти к чтению по-новому способу? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или воспитатель смог бы это отслеживать? Попробуйте два способа.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

Приёмы работы с текстом, которые научат воспитанника понимать смысл прочитанного

• Попробуйте изменить какую-то незначительную деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета всей сказки.

Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание - соединить кусочки чтобы они подходили по смыслу.

• Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.

• Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино про смыслу. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.

Отгадывайте загадки, решайте ребусы, задачи и головоломки, чтобы прокачать у ребёнка логическое мышление, память и внимание к деталям.

• Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.

• Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.

• Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.

Тренируйтесь на текстах, которые заинтересуют дошкольника или школьника. Так он с большей охотой выполнит задания к ним.

Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом - его анализу.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

Помогите своему ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:

быстро понимать тему пройденного материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;

дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;

рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

• Определить тему, основную идею текста.

• Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте ряд рисунков.

• Составить цепочку тезисов из важных слов, самых важных фактов, событий.

• Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.

• Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Как научить ребёнка запоминать и пересказывать текст?

Пора забыть те дни, когда пересказ вызывал у вашего школьника (или у вас обоих) неприятные эмоции, когда все скатывалось к срочной зубрежке. Если вы успешно преодолели предыдущие этапы, легко справитесь и с этой задачей.

Если навыки понимания и анализа текста все еще хромают, на этапе запоминания и пересказа это станет заметно. Хотя если ребёнок будет регулярно тренировать свои мыслительные способности, вы не заметите такой проблемы.

Пять простых шагов еженедельной тренировки:

1. выбрать текст, прочитать его на уровне заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев, чтобы получить общее представление о содержании, теме (просмотровое чтение);

2. осмысленно прочитать его (ознакомительное чтение);

3. обсудить содержание текста и обобщить впечатления (изучающее чтение);

4. перечитать текст с установкой на запоминание;

5. пересказать.

Успешно справляетесь с обычным пересказом? Время усложнить задания с помощью творческих приёмов.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка запоминать и пересказывать прочитанное

• Попробуйте составить максимально короткий план текста, опустив все мелкие детали.

• Предложите пересказать текст от имени одного из героев. Можно даже сделать небольшую инсценировку, используя мягкие игрушки или нарисованных персонажей.

• Заведите читательский дневник. В нем нужно помечать основную информацию о прочитанном: имена героев, основную мысль повествования, самые яркие моменты сюжета.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами»Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами» Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. И все.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для педагогов «Уголок ПДД в детском саду — учим дошкольников ориентироваться на дороге»Консультация для педагогов «Уголок ПДД в детском саду — учим дошкольников ориентироваться на дороге» Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил.

Консультация для педагогов «Знакомство с часами. Как научить дошкольников понимать и определять время»Консультация для педагогов «Знакомство с часами. Как научить дошкольников понимать и определять время» Данная консультация будет полезна родителям и педагогам дошкольных учреждений. Цель: учить детей определять время. Задачи: 1. Расширить.

Консультация для родителей и педагогов «Учим дошкольника определять время»Консультация для родителей и педагогов «Учим дошкольника определять время» Многие взрослые затрудняются научить своих детей определять и понимать время. Сегодня я познакомлю с простыми правилами, которые помогут.

Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу»Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Учим ребенка работать с текстом. Понимать, анализировать, пересказывать»
Опубликовано: 13 сентября 2024 в 08:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Учим ребенка работать с текстом. Понимать, анализировать, пересказывать»» (включая файлы) размещена пользователем Адамова Патимат (УИ 3429324) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД