Людмила Тайбичакова
Учим наблюдать, исследовать и защищать.
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Парбигская СОШ»Структурное
подразделение дошкольного образования.
(дошкольная группа)
С. Парбиг.
Старший воспитатель Тайбичакова
Людмила Владимировна
Тема: «Учим наблюдать, исследовать и защищать.»
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов.
Публикация «Учим наблюдать, исследовать и защищать,» размещена в разделах
Одним из основных разделов дошкольного воспитания и образования является система экологического воспитания в детском саду. Дошкольное детство-наиболее благоприятное время для становления экологически направленной личности. С раннего детства у каждого из нас остались в памяти прогулки по лесу, на луг или в поле. Ребёнок, едва научившись ходить, пробует поймать бабочку. Радуется красоте цветка, зачарованно следит за рыбками в аквариуме пробует украдкой свежий снежок на вкус.
Природа- богатейший, неотъемлемый от нас мир, который кормит, одевает. Воспитывает людей. Защитниками, учёными, исследователями не станут люди не наделённые способностью наблюдать, сравнивать, мыслить, узнавать. Этому учит нас окружающая природа, её законы.
Современные условия жизни, формируемые или запросы общества, определяют актуальность и важность систематической и последовательной работы с дошкольниками по экологии.
Мне хотелось бы поделиться опытом работы над задачами экологического воспитания у нас в детском саду.
Не далеко от детского сада есть небольшой лесной массив, высаженный учениками средней школы. Рядом с молодыми ёлочками, заботливо прикрытыми подросшими берёзками, соседствуют серьёзные старые пихты. По периметру этого «зелёного островка» разбежались высокие травянистые растения, кустарники.
В зимнее время здесь можно незаметно пронаблюдать за работой пёстрого и чёрного дятлов, нередко увидеть белку, мелькающую среди сучковатых веток, летом здесь много цветов и трав. Начиная с июня месяца и до самого октября в лесочке растут съедобные и ядовитые грибы, есть здесь даже пара муравейников. Этот «островок» наблюдений для изучения природы нашими детьми. В этом небольшом лесочке мы знакомим детей с породами деревьев, цветами, травами, наблюдаем за жизнью насекомых, птиц. Педагоги объясняют детям почему молодые ёлочки так хорошо растут и развиваются под сенью взрослых берёз, почему перед дождём закрываются все входы и выходы в муравейниках. Мы учим любоваться обнявшимися берёзкой и осинкой. Учим сравнивать хвою ели и пихты. Сравниваем внешний вид коры деревьев.
На помощь нам в работе приходит художественная литература: стихи С. Есенина, А. Чёрного, Фета, Пушкина, прозаические произведения Э. Шима, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и других поэтов, писателей, а также музыка, произведения живописи.
Целевые прогулки в природу мы организуем на берег реки Парбиг, на пруд, на луга. В настоящее время на территории нашего поселения нет посевов зерновых. Однако со злаковыми растениями мы знакомим детей посредством изготовления гербариев, художественных иллюстраций.
Немалая часть знаний об окружающей природе, приобретаемых воспитателями. Приходится на занятия, где дошкольники получают сведения о сезонных явлениях в природе, воде, воздухе, деревьях, цветах, животных и т. д. На занятиях дети учатся узнавать грибы, ягоды, выделять предметы живой и неживой природы.
Ежедневные прогулки на участке детского сада дополняют, обогащают, расширяют полученные экологические знания дошкольников, учат их приобретать элементарные практические навыки работы в цветниках, на грядках с овощными культурами, а в зимнее время заботиться о птицах прилетающих на участок, о скворцах, поселившихся в приготовленных родителями наших детей скворечниках.
На занятиях, прогулках, в свободных беседах дети узнают о гнёздах ласточек, о домиках славки-«портнихи» из «сшитых» листиков растений, о плавучем гнезде птицы Чомги. Детская художественная литература позволяющая изучать родную природу помогает знакомить воспитанников с природными явлениями, с животными и растениями различных природных зон, воспитывать в детях любознательность, доброту, побуждает к исследованиям и наблюдениям.
В каждой группе детского сада есть достаточное количество комнатных растений. Помимо приёмов ухода за ними ребята получают сведения о частях растений,способах размножения растений. В конце зимы на подоконниках в групповых комнатах появляются лоточки с посаженным луком, горохом, пшеницей. Дети ведут наблюдения за ростом растений, учатся готовить салаты с подросшим луком, знакомятся с растениями, содержащими витамины.
На занятиях по конструированию, аппликации мы используем такой природный материал, как сухие осенние листья, веточки, камешки, семена растений, мох, пёрышки.
В детском саду проходят тематические выставки «Золотая осень», «Зимушка-зима», сезонные праздники, в которых участвуют не только дети, но и родители. Каждую зиму мы проводим акцию «Покормите птиц зимой» : собираем корм,изготавливаем кормушки, устраиваем конкурсы на лучший детский рассказ о птицах, выпускаем стенные газеты о птицах.
Весной вместе с детьми мы выращиваем рассаду однолетних цветочных культур: астры, сальвии, однолетние георгины, цинии и другие цветы будут радовать нас на участках летом. За всеми этапами выращивания и посадки растений педагоги наблюдают с детьми, привлекая их к определённым видам работ. Ухаживаем за посадками мы вместе, вместе в конце лета- начале осени будем собирать семена.
Часто приходится сталкиваться с проблемой недостатка знаний у самих педагогов по разделу экологии. Чтобы восполнить пробелы знаний по этой теме, в нашем саду организуются методические мероприятия для педагогов в форме деловых игр, педсоветов, семинаров, семинаров-практикумов. Темы этих мероприятий были следующие: «Экологическое воспитание дошкольников», «Экология детства», «Экологические игры», «Что такое «экологическая тропа?» и др.
С детьми проводились тематические праздники «Мы-друзья природы»(Г. А. Вострокнутова, «Наш край»(Г. А. Вострокнутова, «До свиданья, лето»(Н. В. Логвинова,»Земля- наш общий дом»(Р. П. Подкопаева, Н. В. Логвинова, «Осенний бал»(Н. Ф. Ведерникова, «Волшебница вода»(Н. В. Логвинова, «Наши друзья птицы»(Г. П. Денисова) и др.
Мы приняли участие в конкурсах «Сделаем вместе», «До свидания лето!», «Зимний букет -2014», «Мир воды глазами детей», «Я- исследователь», в акции «Покормите птиц зимой»,разработали проект «Луковое дерево», ежегодно отмечается праздник «День Земли». Участвовали в Всероссийском конкурсе МИР «Мечтай! Исследуй! Размышляй!», в туре «Маленький эколог».
Наши дети получают экологические знания через детские конкурсы-турниры, КВН, детские спектакли, телепередачи, педагоги знакомят детей с «Красной книгой», мы учим детей собирать гербарий, знакомим с правилами сбора лекарственных растений, разрабатываем вместе правила поведения в природе.
Главная наша цель-формирование у детей убеждения о важности сохранения всего живого на земле, людей, представляющих собой часть этого живого, о важности главной экологической проблемы-сохранности нашей живой планеты.