Светлана Отраднова
Учет гендерного аспекта в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопросы воспитания и развития детей разного пола привлекают внимание многих исследователей (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. А. Репина, Т. Доронова и др.). Интерес этот обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать особенности пола ребенка, т. к. это биосоциокультурные характеристики.
Публикация «Учет гендерного аспекта в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
По мнению Т. А Репиной, период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей [6].
Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Конструирование педагогического процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в детском саду является современной и очень актуальной задачей.
Актуальность её заключается в том, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей (Т. В. Бендас, С. А. Марутян, Т. А. Репина) приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, а девочки — терпимости, скромности, стремления к мирному разрешению конфликтов [2, 6].
Как считает Т. Н. Доронова, важность этого вопроса обусловлена еще и тем, что дошкольное учреждение, как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, что в свою очередь не способствует проявлению индивидуальности воспитанников. Кроме того, одной из проблем воспитания детей в ДОУ является преимущественно женское влияние на формирование гендерной идентичности детей разного пола. Стратегия, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек [2].
Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между объективной потребностью общества в воспитании детей на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в ДОУ.
В изученной литературе понятие «гендер» интерпретируется, как социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными. Выше перечисленные авторы рассматривают идеи гендерного воспитания с разных позиций : с позиции особенностей функциональной организации мозга (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман); с позиции межгруппового взаимодействия детей (А. М. Щетинина, О. И. Иванова); с позиции полоролевого воспитания и социализации детей (А. М. Щетинина, О. И. Иванова).
Все они не противоречат друг другу, так как одно и то же явление рассматривается в ракурсе психологии, нейрофизиологии, педагогики и социологии. Но все же ученые разграничивают понятия гендерного и полоролевого воспитания.
По мнению О. О. Нагель, гендерный подход в отличие полоролевого не является жестко регламентирующим схему поведения и взаимодействия с людьми, главное в нем — учет интересов личности и смягчение различий между полами [4]. Основное влияние на становление моей авторской идеи сыграли исследования Т. П. Хризман и В. Д. Еремеевой. Авторы выдвинули гипотезу о том, что ведущую роль в развитии механизмов социализации половых ролей играют высшие системы мозга, имеющие разную морфофункциональную организацию и обеспечивающие склонность к развитию у ребенка под влиянием воспитания своих поведенческих схем.
Проблематика гендерных различий является интересной областью для изучения. В психологической литературе накоплена информация о возрастных особенностях, обучаемости, преимущественных способах умственной деятельности, особенностях поведения, общения, выбора социальных ролей, потенциала развития детей разных полов. Так, мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют свою агрессивность, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи, имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению.
Интересные результаты получены учеными в ходе исследования социально-психологических особенностей полов. Поскольку существуют объективные половые различия, то и подходы к воспитанию детей разного пола должны быть различными.
Учет гендерных особенностей детей позволяет создать положительный психологический климат во взаимодействии в системе ребенок-ребенок, ребенок-взрослый. Мальчики становятся более гармоничными, развивается их эмоциональная сфера. У детей сглаживаются проявления кризиса трех лет, развиваются умственные способности, социальные навыки. Проведенная работа не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду её многоплановости.
Таким образом, дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям:
- особенности гендерного воспитания на разных этапах дошкольного детства;
- гендерное воспитание детей в разных видах деятельности.
Список литературы:
1. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
2. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3– 4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М. : Линка-Пресс, 2009. — 224 с.
3. Еремеева, В. Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.
4. Коломийченко, Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста// Детский сад от А до Я № 1 2006.
5. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников // Дошкольное воспитание. — № 6 2009.
6. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации дошкольников//Детский сад от А до Я. — № 1 2006.