Алёна Прилуцкая
Учебное пособие по лепке из соленого теста
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие написано на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Творческая мастерская-Лепка из соленого теста". Раздел 3 "Плоские поделки из соленого теста".
Цель: подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление сувенира из соленого теста.
Задачи:
Публикация «Учебное пособие по лепке из соленого теста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Образовательные: 1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста; 2. учить соблюдать правила техники безопасности; 3. учить стремится к поиску, самостоятельности; 4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие: 1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций; 2. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером; 3. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; 4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
Воспитательные: 1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам; 2. воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий; 3. воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Направленность пособия художественно-эстетическая.
Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Специфику лепки определяет материал. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Тесто доступный всем, дешевый и легкий в усвоении материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть украсить свой дом или подарить сувениры своим родным В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Актуальность.
Возраст от 5 до 7 лет - время бурного развития ребенка. Формирование творческой личности является одной из актуальных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми по данной программе способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Дошкольный возраст -период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии, но в то же время, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с деятельностью по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Если говорить о лепке из соленого теста как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо воспитателя, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Новизна.
В нашем детском учреждении не было систематизирована работа по тестопластике. В моем инновационном опыте данная задача реализуется на протяжении трех лет и дает свои положительные результаты.
Положительные особенности тестопластики: • Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег. • Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. • Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание • Легко отмывается и не оставляет следов. • Безопасно при попадании в рот. • Не липнет к рукам при лепке. • Можно сушить на воздухе. • Если покрыть лаком – сохранится на века. • С игрушками из солёного теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
Лепка из соленого теста с детьми 5-7 лет на тему: "Панно- праздничное чаепитие".
Время отведенное для выполнения этого задания от начала до выполнения картины-панно - три занятия по пол часа каждое.
Подготовить для выполнения: соленое тесто, доски для лепки, фольгу для оборачивания досок, баночки с водой, кисточки, стеки.
Рецепт приготовления соленого теста:
Самые удачные пропорции-это на один стакан мелкой соли, один стакан муки и пол стакана воды. Тщательно вымесить тесто.
Этапы выполнения:
1. Кусок соленого теста размером с детскую ладошку делим на две примерно одинаковые части. Одну из которых делим еще на пополам. Итого получается три кусочка. Два основных для чайничка и кружечки и один дополнительный.
2. Для чайничка берем большую часть теста и кладем его на раскрытую ладонь, с верху накрываем тесто другой рукой и круговыми движениями катаем из него шарик. Потом кладем его на фольгу, прижимаем слегка ладошкой. Стекой делаем надрез сверху получившегося шара
3. Затем так же скатываем маленький шарик из небольшого дополнительного кусочка, приклеиваем его водой на верху большого шара-получается крышечка чайничка.
4. От дополнительного теста отрываем еще три небольших кусочка и поочереди раскатываем из них колбаски движением ладошек вперед-назад. Затем делаем из них горлышко, ручку и подставочку для чайничка и приклеиваем водой.
5. Затем берем кусок теста для кружечки и также круговыми движениями ладошек скатываем шар. Кладем его на фольгу рядом с чайничком и слегка прижимаем его ладошкой. Стекой отрезаем небольшую часть верха у шара и кладем его вниз получается тарелочка для кружечки.
6. Осталось сделать ручку для кружечки, из небольшого дополнительного кусочка катаем колбаску движениями ладошек вперед-назад и также приклеиваем водой.
7. По желанию можно сделать батон и украшения для сервиза.
8. Сушим получившуюся работу при комнатной температуре одну неделю с одной стороны, затем переворачиваем и сушим так еще одну неделю. Затем раскрашиваем детали.
9. Осталось приклеить работы в рамку
Результаты освоения
1 У детей сформирован познавательный интерес к лепке из теста, любознателен, задают вопросы. 2 Улучшилось внимание, усидчивость, целеустремлённость,глазомер, мелкая моторика пальцев рук. 3 У детей развивается воображение, умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания, проявляет инициативу, самостоятельность.
4 У ребенка расширен словарный запас. Использует речь для выражения собственных мыслей.
5 Сформировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражению. 6 Развитие у детей основных навыков работы с тестом:
-Скатывание прямыми движениями;
-Скатывание круговыми движениями;
-Расплющивание;
-Присоединение;
-Защипывание края формы;
-Лепка из нескольких частей;
- Пропорции;
Дети узнают:
1. Способы приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного, особенности соленого теста. 2. Приемы работы с соленым тестом. 3. Способы сушки готовых изделий 4. Правила техники безопасности;
В итоге получаются красивые картины-панно. Дети радуются получая результаты своих трудов, которые они могут подарить своим родным.