Ирина Одношевная
Учебное дидактическое пособие «Чудо — грядка»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебное наглядное пособие для детей дошкольного возраста
«Чудо - грядка»
Разработала: воспитатель
Одношевная Ирина Николаевна
2020
Пояснительная записка
В настоящее время отдельное место в воспитательно –образовательном процессе ДОУ отводится дидактическим играм. Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую те не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре. Основной целью дидактической игры является умственное развитие ребёнка. Красочность и динамичность данных заданий, оформление, игровая форма, позволяют ребенку играть увлеченно, испытывать радость познания, открывать новое.
Публикация «Учебное дидактическое пособие „Чудо — грядка“» размещена в разделах
Дидактическая игра "Чудо - грядка" предусматривает применение специальных заданий для накопления сенсорного опыта, развития памяти, внимания, речи у детей раннего дошкольного возраста. Данное пособие предназначено для игры детей от 2 лет. Выполнено оно из фетра и оформлено в виде огорода. В пособии представлены овощи : капуста, свекла, морковь, картофель, лук (в разных стадиях развития).Также в пособие входят корзиночки для сбора урожая, игрушки: леечка, лопатка, грабли, машинки.
Пособие изготовлено с целью формирования у детей собственного познавательного опыта посредством решения проблемных задач. В процессе игры ребенок хорошо усваивает сведения о фруктах и овощах, когда он может не только созерцать, но и активно действовать. Данную игру можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности, для индивидуальных занятий, в виде дидактической игры.
Задачи, которые решаются в процессе использования дидактического пособия «Чудо-грядка»
- учить определять пространственное расположение предметов;
- уточнить знания детей об овощах, о месте их произрастания, о пользе овощей для человека;
-учить различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;
-учить использовать обобщающее понятие «Овощи»;
-обогащать словарный запас за счет обозначения качеств;
-развивать внимание, память, координацию движений, мелкую моторику рук.
Актуальность дидактической игры «Чудо - грядка» - отличный способ закрепить знания о сезонных изменениях, расширить знания об овощах, обобщить знания о полезных свойствах зелени и овощных культур, развить познавательные и творческие способности детей.
Содержание работы:
1.«Овощи»( 2-3 года)
Цель: Познакомить детей с названием овощей (морковь, свекла, картофель,
капуста, лук).
Формировать представления о цвете, форме, величине предметов.
Запоминать порядок действий при посадке овощей.
Развивать тактильные ощущения, речь детей.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посетить огород и собрать овощи в корзинку.
Дети собирают овощи, рассматривают их, обводят пальчиком, ощупывают.
По заданию ребенок называет овощ, его цвет, форму и размер. Далее
предлагается детям посадить овощ на грядку. При этом запоминается порядок действий при посадке овощей: возьмем лопатку, вскопаем землю, взрыхлим граблями, посадим овощи, польем из леечки
2. «Что растёт на грядке» (2-3 г)
Цель: расширять объем словаря, развивать зрительное восприятие, совершенствовать тактильные ощущения.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадки об овощах, и предлагает отгадать загадку и положить отгадку в корзину.
Загадки:
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Сто одёжек, и все без застёжек. (Капуста)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка. (Картошка)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (Свекла)
3. Игра «Найди такой же» (3года)
Цель: учить узнавать геометрические фигуры в предметах.
Ход игры: Воспитатель показывает геометрическую фигуру (например, круг) и просит подобрать подходящие по форме овощи. Чтобы сформировать представление о той или иной геометрической фигуре, необходимо осязательно-двигательное обследование предмета. Поэтому, когда ребенок находит овощ, подходящий по форме, он должен обвести его пальцем.
4. Игра «Что изменилось?» (3года)
Цель: тренировать память, развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель выкладывает овощи в ряд и предлагает детям рассмотреть их и запомнить расположение. Затем просит детей закрыть глаза, в это время убирает один из овощей. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз
5. Игра «Больше - меньше», (3года)
Цель: учить детей сравнивать предметы по величине, формировать умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину. Ход игры: Ребенку предлагается выполнить просьбу воспитателя, сначала
отобрать большие, а затем маленькие овощи.
6. «Где какой овощ» (3-4 г)
Цель: формировать представления о пространственном расположении объектов.
Ход игры: Воспитатель «высаживает» растения в хаотичном порядке, затем просит детей рассказать, где какая культура находится: вверху -внизу, справа -слева. Например: капуста- вверху, свекла -внизу; лук-справа, подсолнух –слева
.
7.«Один - много»(3-4 г)
Цель: формировать у детей представления понятиях «один», - «много»
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку разместить на «грядке» определенное количество овощей: один –мно го. Например: много лука или одна свекла.
8.«Чудесный мешочек»(3-4 года)
Цель: правильно называть его цвет, развивать внимание, память,
устную речь.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я -чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек овощи. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
9. «Как растет лучок»(3-4 г)
Цель: формировать представление детей о том, как растет овощ на примере лука.
Ход игры: Воспитатель показывает порядок посадки и дальнейшего роста лука. Сначала лучок высаживаем в землю, поливаем. У лучка появляются корешки, вырастают зеленые перышки. Детям предлагается показать порядок роста лука. «Что сначала?», «Что потом?»
Результат: С помощью этой игры педагог может выполнять с воспитанниками ещё много других развивающих заданий. Игра «Чудо-грядка» выполняет познавательную функцию, развивает мелкую моторику рук. Данные задания помогают занять свободное время детей и несут огромную пользу в процесс речевого развития.