Елена Титова
Учебно-тематическое планирование кружка «Очумелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-тематический план
№ п/п Тема Общее
кол-во часов Теория Практика
1. Введение в образовательную программу. 2 2 -
2. Заготовка природного материала. 2 1 1
3. Работа с природным материалом. 12 2 10
4. Плетение из бисера 14 2 12
5. Картонное кружево 10 2 8
6. Изонить 20 4 16
7. Плетение из волокнистых материалов. 6 2 4
8. Подготовка к итоговой выставке. 2 - 2
Общее кол-во часов 68 15 53
Содержание программы
Тема 1. Введение в образовательную программу (2 ч)
Публикация «Учебно-тематическое планирование кружка „Очумелые ручки“» размещена в разделах
Теоретическая часть. Краткое содержание программы, организация рабочего места, правила поведения и требования к обучающимся. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика знаний, умений и навыков.
Формы работы: беседа - инструктаж, объяснение, показ
Тема 2. Заготовка природного материала (2 ч)
Теоретическая часть. Введение. Методы заготовки природного материала. -1 ч
Практическая работа. Заготовка стеблей, шишек, желудей, семян и другого природного материала. – 1 ч
Формы работы: практическое занятие, самостоятельная работа.
Тема 3. Работа с природным материалом (12ч)
Работа с природным материалом.
Теоретическая часть. Показ образцов готовых изделий. Планирование своей работы – 2 ч
Практическая работа. Изготовление поделок и композиций из природного материала – 10 ч
1. Бабочка – 2 ч
1. Собачка – 2 ч
2.Ёжик – 2 ч
3. Гномики – 2 ч
4. Осенний пейзаж – 2 ч
Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.
Тема 4. Плетение из бисера (14 ч)
Теоретическая часть. История создания бисера. Демонстрация готовых изделий. Планирование работы. Последовательность выполнения работы – 2ч
Практическая часть. Плетение цепочки (браслеты и бусы, цветов. – 12 ч
1. Цепочка – 2 ч (по схеме)
2. Браслет – 2 ч (по схеме)
3. Бусы - 2 ч (составление своего рисунка)
4. Цветок фиалки – 6 ч
Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.
Тема 5. Картонное кружево (10 ч)
Теоретическая часть. Ознакомление с историей возникновения. Демонстрация готовых изделий в технике «картонное кружево». Последовательность выполнения работы. - 2 ч
Практическая часть. Изготовление работ в технике «картонное кружево»
1. Золотая рыбка – 2ч
2. Грибок –2 ч
3. Изготовление композиций по готовым цветным картинкам (из детских книг и раскрасок) – 4 ч
Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.
Тема 6. Изонить (30 ч)
Теоретическая часть. Ознакомление с ДПИ. Изонить – один из видов ДПИ. Последовательность заполнения основных фигур изонити – круг и угол. (4 ч)
Практическая часть. Изготовление композиций в технике «Изонить» - 16 ч
1. Букет для мамы (все) – 6 ч
2. Изготовление композиций в технике «изонить» по желанию детей
(Дракончик, Лягушка, Цыплёнок, Ёжик, Белочка, Бабочка, Цветок, Лебедь, Зимняя сказка) – 4 ч
3. Открытка к 9 мая (все) – 6 ч
Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.
Тема 7. Плетение из волокнистых материалов (6 ч)
Теоретическая часть. Виды плетения. Демонстрация готового изделия. Последовательность выполнения работы – 2 ч
Практическая часть. Изготовление куклы- маслянички. (1. ручки – косичка из 3 прядей ; 2. Туловище – голова – ноги (разделяем нитями);
3. Украшение куколки (бисером, бусинами, тканью) – по желанию детей - 4 ч
Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.
Тема 8. Подготовка и организация итоговой выставки. Праздник творчества (2 час)
Оформление выполненных работ. Подведение итогов. Итоговая диагностика.
Отбор выполненных работ. Составление каталога участников. Праздник творчества. Вручение наград.
В результате участия в кружке «Оч. умелые ручки» учащиеся должны
знать:
- методы заготовки природного материала;
- виды плетения;
- методы плетения;
- технику безопасности при работе с режущими предметами;
уметь:
-плести узоры из бумаги, волокнистых материалов, бисера;
делать узоры в технике изонить;
- изготавливать из природного материала различные поделки и композиции.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Индивидуальный подход в работе кружка – это действенное внимание к каждому кружковцу, его творческой индивидуальности. Он предполагает разумное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в ходе занятия и помогает вовлечь всех детей в активную работу кружка. В ходе занятия используется сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. Дети работают самостоятельно и под контролем учителя.
Например:
1. В процессе плетения дети развивают мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, создают интересные и необычные изделия.
2. Работа с самыми различными волокнистыми материалами значительно расширяет кругозор учащихся, у них развивается внимание и зрительная память.
3. Работа с бисером требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся планировать свою работу.
4. Выполняя работу из природного материала, важно заинтересовать
детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманное своими руками. Они знакомятся с разновидностями растительного материала, у них формируется любовь к природе, родному краю и умение трудиться.
Способствует лучшему усвоению программного материала.
1. Наглядные пособия (схемы).
2. Образцы готовых работ.
3. Литература (альбомы, книги)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА
1. Работа над методическими пособиями.
2. Подготовка образцов в помощь и для самостоятельной работы воспитанников.
3. Планирование работы.
4. Анализ собственной деятельности кружка.
5. Программирование деятельности.
6. Обобщение опыта своей работы и изучение результатов деятельности воспитанников.
7. Совершенствование своего педагогического и профессионального мастерства.
8. Встречи с коллегами с целью обмена опытом.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
В образовательной программе промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем программы, а итоговая диагностика – в конце изучения разделов программы. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ воспитанников, участие в конкурсах, состязаниях, концертах, фестивалях, олимпиадах. Для большинства воспитанников основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний. Умений и навыков, приобретаемых в ходе освоения данной программы.
Следует иметь в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности, то есть возможность для самореализации ребёнка в условиях свободного выбора различных видов деятельности. При этом успехи, достижение ребёнка сравниваются не со стандартом (как в основном образовании, а с исходными возможностями.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка результатов обучения – это качество.
1. Изготовление изделий и их показ.
2. Участие в выставках.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях:
* образцы, изготовленные педагогом доп. Образования
* коллекция детских творческих работ
* схемы изготовления работ
Список литературы
Литература для учителя:
1. В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации. — М. : Изд-во Мое. Гор. Дворца творчества детей и юношества, 1995. — 24
2. Законодательство Российской Федерации об образовании.
Федеральные базовые законы. — М. : ИФ «Образование в документах»,
2001. — 2-е изд. — 104 с.
3. Коротов В. М. Программирование учебно-воспитательного
процесса как условие комплексного подхода // Сб. материалов
для обсуждения на совместном заседании Ученых советов НИИ ОП и НИИ ОПВ АПН СССР. — М., 1988. — Л с. 28.
4. Лазарев В. С., Поташник М. М. Как разработать программу
развития школы: Методическое пособие для руководителей
образовательных учреждений. — М. : Новая школа, 1993. —
48с..
5. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем /Под ред. А. М. Моисеева. — М. : Педагогическое общество России, 1999. — 191 с.
6. Региональная программа развития общего образования Саратовской области на 1996-1998 годы /Под ред. Л. Г. Вяткина,
Н. П. Корнюшкина. — Саратов: Слово, 1996. — 71 с. Симонов В. М. Педагогика: Краткий курс лекций. — Волгоград: Учитель-2, 1997. — 71 с.
Литература для учащихся:
1. Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль Академия, К° Академия Холдинг, 2000