Лучший педагог года

Учебная и методическая работа в образовательном учреждении дополнительного образования детей

оксана чепель
Учебная и методическая работа в образовательном учреждении дополнительного образования детей
▼ Скачать + Заказать документы

Учебная и методическая работа в образовательном учреждении

дополнительного образования детей.

(формы организации и способы осуществления)

Подготовила: Чепель Оксана Михайловна

Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию авторских методических разработок для обеспечения образовательного процесса. Анализируя методическую работу в аспекте деятельно -стного подхода, постараемся выделить цели, средства и мотивы данного вида деятельности. Решение конкретных задач: изучение специальной литературы, отработка педагогических технологий, создание собственного методического проекта и т. п. направлено на реализацию цели - повышение качества обучения.

Публикация «Учебная и методическая работа в образовательном учреждении дополнительного образования детей» размещена в разделах

«Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть» (Сенека). Данные слова, на наш взгляд, объясняют целесообразность учебной и методической работы.

Движение к потребности самовыражения

Движущим и определяющим фактором деятельности является мотив. По теории А. Маслоу, мотивация работающих связана с удовлетворением их потребностей. Иерархия потребностей выглядит следующим образом : физиологические, в безопасности, в принадлежности и причастности, в признании и самоутверждении и, наконец, потребность в самовыражении. Ученый утверждает, что потребность стимулирует работника до тех пор, пока она не удовлетворена. По мнению большинства современных ученых, эта позиция является наиболее спорной в теории Маслоу. Следует говорить скорее не об иерархии, а о совокупности потребностей, учитывая, что приоритетной у работающего человека может быть любая из перечисленных потребностей. Следовательно, нельзя говорить о единой, общей мотивации методической работы педагогов. Создание методического проекта может преследовать разные цели: от получения материального вознаграждения до самовыражения.

Отметим, что качественно новый этап в формировании личности педагога представляет появление потребности в причастности и принадлежности. На уровне методической работы данный сдвиг выражается в согласовании темы собственного исследования с основными направлениями развития школы, то есть методические интересы учителя находятся в области инновационной или экспериментальной деятельности всего педагогического коллектива. Вполне логично, что педагог ожидает признания коллегами своих идей и подходов. Таким образом, проявляется следующая потребность - в признании и самоутверждении. В сфере методической работы она будет реализовываться через проекты, выполненные с учетом приоритетных направлений развития школы и содержащие в себе оригинальные идеи, способные обогатить педагогический опыт коллег. Уверенный в своих силах, обладающий определенным статусом в коллективе учитель поднимается на высшую ступень пирамиды. Его методическая работа есть стремление раскрыть свои возможности, педагогическое творчество стало потребностью. Методическая служба призвана обеспечивать движение учителя к вершине данной пирамиды, то есть к потребности самовыражения, что иначе зовется творчеством.

В процессе собственного профессионального развития учитель выступает в роли субъекта, активно действующего в двух направлениях: поиск новых идей, приобретение новых знаний и генерирование собственных идей, проверка их действенности.

Средствами профессионального развития являются обучение, общение, самообразование и практика.

В структуре методической работы педагогов, рассмотренной как деятельность, можно достаточно четко определить цели, средства и мотивы. Однако характер данного типа деятельности отчасти парадоксален. Исход-ная цель - повышение качества обучения - достигается средствами саморазвития педагога, а в итоге мы наблюдаем формирование у него потребности самовыражения. Педагогический процесс становится действительно субъект-субъектным, при котором происходит перераспределение не только обучающей функции учителя, но и функции ученика. Иначе говоря, в этой ситуации не только ученик учит (что стало уже нормой, но и создаются условия для личностного развития педагога.

Индивидуальный план профессионального развития.

Подход к организации саморазвития учителей может быть только дифференцированным. В зависимости от темперамента, круга социальных и семейных обстоятельств, состояния здоровья, отношения к труду вообще и к профессиональной деятельности в частности, опыта работы, мотива исследовательской деятельности педагог создает индивидуальную программу саморазвития.

Назовем основные разделы индивидуального плана профессионального развития учителя:

1. Изучение психолого-педагогической литературы. Указывается, по каким вопросам будет изучаться литература. Формой представления отчета может быть лекция, ссылки на использованную литературу в собственном методическом проекте.

2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Указывается, что будет разрабатываться учителем: авторские курсы, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактического материала, контрольных работ, тестовых заданий. В качестве отчета могут

быть представлены разработанные материалы в русле тематики занятий на проблемных семинарах, методические проекты.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Указывается тема, по которой учитель предполагает обобщить свой опыт. Обобщенный опыт может быть представлен на лекции, в методическом проекте, на мастер-классе.

4. Участие в системе школьной методической работы. Указывается, в каких методических мероприятиях школы предполагает принять участие учитель и в каком качестве.

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы. Указываются темы курсов, которые предполагает закончить учитель. Отчетом о прохождении курсов служат курсовые работы. (в школе

остается копия).

6. Взаимообучение. Указывается, уроки каких учителей планирует посетить педагог. В качестве отчета представляется отзыв о посещенных уроках с рекомендациями и анализом «изюминок» в работе коллеги.

Все внимание учебно-методической службы сосредоточено на учителе, инициации процесса его самообразования. Если на первый план выносить педагогический процесс, то человеческий фактор потеряется среди планов и концепций. Потеряв учителя, мы не найдем дороги и к ученику. Инновации, эксперимент, наука необходимы школе, но все-таки учитель, его интересы и потребности должны быть во главе угла. Одна из важнейших задач методической службы - установление равновесия между наукой и практикой, традицией и новацией, учителем и вышестоящими инстанциями.

Перечислим все функции учебно-методической службы :

•планирование инновационной, экспериментальной и научно-методической работы в школе; наблюдение за ее ходом и анализ;

• организация работы по выявлению затруднений педагогов; изучению, обобщению и использованию передового педагогического опыта;

• обеспечение работы информационного методического центра;

• сопровождение инновационных проектов;

• экспертиза учебных программ и пособий;

• посещение и анализ уроков с целью развития инициативы и стимулирования профессионального роста учителей;

• организация дифференцированного обучения педагогов;

• подготовка к публикации методических материалов;

• контроль за обучением учителей на курсах повышения квалификации вне школы;

• помощь педагогам в подготовке к профессиональным конкурсам;

• организация и координирование работы научного общества учащихся;

• осуществление внешних связей, необходимых для успешного ведения педагогической деятельности в школе.

Оценка деятельности учебно-методической службы должна проводиться не по количественным (число проведенных семинаров, посещенных уроков и т. п., а по качественным критериям. Н. В. Немова среди качественных показателей указывает следующие: рост профессионализма учителей и готовность решать задачи, поставленные перед ними школой; владение учи-телями новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями; качество методического обеспечения образовательного процесса; освоение учителями школы наиболее ценного опыта своих коллег; способность учителей к профессиональному саморазвитию. Реализацию этих показателей мы можем наблюдать в методических проектах учителей, творческих отчетах, итоговых работах, на научно-методической конференции и педагогических чтениях, наконец, в повседневной практике.

Подведем итоги. Методическая работа осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Вариативность и дифференциация являются основными принципами построения системы внутреннего обучения педагогов, обеспечивает личностно ориентированный подход в организации системы повышения квалификации учителя в стенах собственного образовательного учреждения.

Публикации по теме:

Блог-портфолио воспитателя: «Маленькая страна»Блог-портфолио воспитателя: «Маленькая страна» Блог-портфолио воспитателя "Маленькая страна" Уважаемые коллеги! В соответствии с современными требованиями к аттестации педагогов, я создала.

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебная и методическая работа в образовательном учреждении дополнительного образования детей
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 23:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учебная и методическая работа в образовательном учреждении дополнительного образования детей» (включая файлы) размещена пользователем оксана чепель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД