Алёна Хамова
Участие в конкурсе «Воспитатель года»
▼ Скачать + Заказать документы
В октябре 2011 года я впервые участвовала в большом конкурсе и как оказалось первый блин вышел не комом. Конкурс проходил в 3 этапа. 1 этап - визитка воспитателя, 2 этап - открытое занятие, 3 этап -защита своего опыта работы. Предлагаю познакомиться с докладом на конкурс, может быть кому-нибудь пригодится.
Тема моей работы:«Знакомство с правилами этикета как средство
формирования нравственной культуры дошкольников»
Публикация «Участие в конкурсе „Воспитатель года“» размещена в разделах
. Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное и в другом. Как он себя ведёт? Как держится на людях? Каковы его манеры?Формирование нравственной культуры дошкольников – важная задача образования, так как этот процесс пронизывает все этапы становления личности ребёнка. Дошкольник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения норм и правил культурного поведения. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоотношение, влияют на развитие таких качеств как сдержан-ность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисцип-линированность.
Выбранная мною тема вызвала озабоченность в том, что:
• Дети испытывали трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, связанные с неумением или не желанием учи-тывать интересы и позицию партнёров, найти взаимопонимание.
• Поведение детей было не устойчивым, ситуативным, часто определялось непосредственными побуждениями.
• Слабо ориентировались дети и в эмоциональном состоянии окружающих. Наблюдались проявления негативного, равно-душного поведения к другим (сверстникам, малышам, взрос-лым).
• Недостаточно была сформирована культура поведения за сто-лом.
В соответствии с этим мною была определена цель:
Формировать нравственную культуру дошкольников посред-ством выполнения норм и правил этикета.
Для её осуществления поставила следующие задачи:
• Формировать понятие о разном эмоциональном и физическом состоянии людей.
• Воспитывать привычку культурного поведения и общения с людьми, осваивать правила поведения в общественных местах.
• Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
• Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, и ответственности за свои поступки.
Для более эффективного решения задач мною была создана развивающая среда, обогащённая демонстрационным материалом – «Уроки вежливости», «Этикет для карапузов», «Правила поведения»; дидактическими играми – «Я хороший», «Копилка вежливых слов», «Цветок вежливости», журналами – «Весёлые уроки этикета», «Словарь добрых слов и выражений», мини биб-лиотекой «Я расту культурным», которые стимулировали инициа-тивность детей в развитие и дальнейшем совершенствовании нрав-ственных качеств и культуры поведения.
. Организация содержательной жизни детей, наполненной интересными событиями, осуществлялась через различные формы взаимодействия.
Используя сюжетно – ролевые игры – «Больница», «День рождения», «Новоселье»; игровые приёмы - «Я волшеб-ник», «Съемки телепередач»; игры – пантомимы «Груст-ный гном»; высказывания о своих чувствах, событиях – в игре «Ведущий новостей», отражая эмоции в рисунках я добивалась понимания детьми разных эмоциональных и физических состояний человека.
Вовлекая детей в коллективный труд – «День чистюли»; творческие мастерские – «Книга для малышей»; формиро-вала привычку выражать по отношению к сверстникам доброжелательность, готовность к сотрудничеству.
Предлагая детям проигрывать проблемные ситуации – «В гости к другу», «Зазвонил телефон», обсуждая поступки сказочных персонажей – «Вини -пух в гостях у кролика», «День рождения ослика ИА», происходило усваивание на практике норм культурного поведения и общения.
А в интеграции с другими образовательными областями про-исходило дальнейшее обогащение личностного опыта детей, фор-мирование и развитие детского самосознания.
. Данная проблема вызвала интерес родителей, что способствовало их активному участию в её решении через информационные письма – «Добрые дела», «Этикет в семье», журналы -«Воспитание трудом», «Хорошие привычки», газеты «Умеем ли мы общаться», «Как научить ребёнка быть красивым». В совместном родительском клубе «Доверие» регулярно проводились практикумы – «Праздник в кругу семьи», гостиные – «Семья сильна традициями», совместными досугами -«Город мастеров», круглый стол – «Научим детей дружить», дискуссия – размышление – «Роль этикета в воспитании детей». Атмосфера творчества, добра, сплоченности, инициативы положительно влияло на родителей. Участвуя в различных видах совместной деятельности, они приобретали опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с педагогом. Результатом совместной деятельности ребёнка, педагога и родителей послужило созданию в группе «Кодекса правил поведения».
Таким образом, представленная система работы облегчает процесс овладения детьми правилами поведения, культурой взаи-моотношений. Анализ поведения и общения детей между собой выявил, что большинство детей доброжелательно настроены по от-ношению к взрослым и сверстникам, имеют представления о нрав-ственных качествах людей и положительно оценивают нравственные поступки.