Светлана Кунавина
Музыкальное занятие по ознакомлению с творчеством П. И. Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи данного занятия :
- образовательные – формирование основ музыкальной культуры, знакомство детей с содержанием новых произведений, учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка», чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказывать о ней, развивать представление об изобразительных возможностях музыки.
Публикация «Музыкальное занятие по ознакомлению с творчеством П, И, Чайковского» размещена в разделах
- развивающие – развитие эстетических чувств, умение различать оттенки настроений, определять характер музыки, побуждать детей к творчеству, сравнивать разные жанры музыки, отмечая характерные особенности произведения, соотносить художественно-музыкальный образ с образами и явлениями действительности
- воспитательные – приобщение детей к истокам русской классической музыки, воспитание интереса и любви к произведениям русских классиков. Воспитывать у детей чувство к прекрасному (музыка, поэтическое слово).
Оборудование и материалы – иллюстрации к произведениям из «Детского альбома», к циклу «Времена года», балетам «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» Чайковского, портрет П. И. Чайковского
На стене зала – большой портрет П. И. Чайковского и иллюстрации, используемые в процессе занятия.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель». Дети входят в зал и садятся.
Воспитатель: (на фоне музыки)
Тихо, Тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовет нас за собой.
Воспитатель:
Здравствуйте, дети. Я рада снова вас видеть в нашем зале. Сегодня мы еще раз соприкоснемся с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского, (обратите внимание на портрет, здесь необходимо показать на портрет П. И. Чайковского). Уже в детстве появилось влечение Чайковского к музыке. Юный композитор учился в Санкт – Петербурге, затем переехал в Москву и занимался там педагогической работой, учил будущих композиторов и сам сочинял музыку. Музыка великого композитора радует и волнует слушателей всего мира. П. И. Чайковский проявлял особый интерес к жизни детей. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни» – писал композитор.
Звучит аудиозапись пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Воспитатель: Вам знакома эта музыка?
Дети отвечают
Воспитатель: Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто его автор?
Дети: Это «Песня жаворонка» Чайковского.
Воспитатель: Правильно, он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом». В течение всего занятия мы с вами будем слушать произведения из «Детского альбома», цикла «Времена года» и фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
Послушайте фрагмент пьесы, которая вам уже знакома. Как она называется, в каком жанре написана? Как вы думаете, почему?
Звучит пьеса «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети: Эта пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную. Наверное, няня рассказывает сказку ребенку перед сном.
Воспитатель: А теперь прозвучит следующая пьеса из «Детского альбома». Вспомните ее название и жанр.
Звучит пьеса «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети: Это «Игра в лошадки», а написана она в жанре марша.
Воспитатель: А вот марш из балета «Щелкунчик» совсем иного характера – веселый, шутливый, он переносит нас в мир беззаботного и счастливого детства. Щелкунчик – забавная кукла в виде человеческой фигурки с огромной головой. Использовалась эта игрушка для раскалывания орехов. Девочка Маша – героиня балета – получила Щелкунчика в подарок в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной елки. Всё это вы услышите в музыке.
Звучит «Марш» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Воспитатель: А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.
Звучит «Вальс» из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».
Воспитатель: Какими цветами вы изображали музыку и почему?
Дети: Желтыми, розовыми, оранжевыми – теплыми цветами, потому что музыка светлая, радостная, торжественная.
Воспитатель: Я вижу, что многие из вас нарисовали круги. Вальс, вальсировать в переводе с французского языка означает именно «кружиться». Давайте покружимся под музыку другого вальса Чайковского из балета «Лебединое озеро».
Звучит фрагмент вальса из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Воспитатель: Петр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал их в свой альбом. Я дам прослушать вам мелодию, а вы подумайте, из какой страны Чайковский мог привезти ее.
Звучит фрагмент пьесы «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети отвечают.
Воспитатель: И называется произведение «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».
Исполняется «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Воспитатель: Ребята, наше занятие заканчивается и мне хотелось бы от вас услышать что нового и интересного вы узнали сегодня, как вы научились не только слушать и слышать музыку но и понимать ее и рассказывать о ней.
Дети отвечают.
Воспитатель: Подводя итоги нашего занятия, я хочу, чтобы вы послушали вот такие замечательные стихи о музыке :
И наш концерт окончен,
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долго-долго
Еще звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали,
Звенеть, искриться радугой-дугой,
Как будто нам Жар-птицу в руки дали
И напоили всех живой водой.
Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце, негасимой,
Как океан, безбрежною она.
Тот каждый день с волнением будем ждать,
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнем опять!
Воспитатель: Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора П. И. Чайковского. Я благодарю всех вас за участие.
Дети уходят под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.