Светлана Чучунова
Творчество хакасских писателей — детям
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество хакасских писателей – детям
Цель: развитие познавательных способностей детей через ознакомление с хакасскими писателями
Задачи:
1. Приобщать детей к культуре хакасского народа, прививать любовь к родному краю.
2. Воспитывать толерантное отношение к культуре других народов.
3. Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Оборудование: картинки деревьев (береза, осина, рябина, бумажная кукла, элементы хакасского национального костюма, пого, портрет М. Е. Кильчичакова.
Публикация «Творчество хакасских писателей — детям» размещена в разделах
Ход мероприятия:
Дети сидят за игровым столом (команда состоит из 8 человек, остальные дети болельщики)
Ведущий представляет команду и напоминает правило игры: обдумывание ответа в течение одной минуты.
Объявляется первый раунд.
Капитан вращает барабан.
Вопросы:
I. Кто помог медведю после зимней спячки не умереть с голоду, угостив его с орешками?
- В каком произведении это описано и кто автор произведения?
Ответ: «Сказка о том, как спина Бурундука полосатой стала» М. Е. Кильчичаков.
II. Утром рано, на заре,
На поляне, на горе
Собирается, стар и млад,
Кто веселью очень рад.
Зазвучал среди Саян
Звонкой песнею чатхан,
Пей айран да не скучай
Праздник с радостью встречай.
- О каком празднике это стихотворение и когда этот праздник проводится?
Ответ: Тун Пайрам (праздник первого молока, в начале лета.
III. Ведущий читает стихотворение И. Котюшева:
- Стоит (дерево) у окошка,
И глядя в хмурый небосвод,
В смятенье веток, как в лукошко
Мне кисти красные дает
Кричит: «Держи карман пошире!»
Хоть ягодка моя горька,
Как все лекарства в этом мире,
Не гонит хворь наверняка.
- Назовите это дерево и найдите его на картинке.
Ответ: Рябина
А сейчас поиграем:
«Арба – хоор, хоор, хоор, Чарба – хоор, хоор, хоор, Талан - хоор, хоор, хоор, Кче - хоор, хоор, хоор» (букв. Перечисляются разные виды круп определенного помола – пшеницы, ячменя, пшена, и говориться, что их нужно жарить, постоянно помешивая); затем рука взрослого перемещается на запястье ребенка со словами: «Пiп - пiлегес», затем на сгиб локтя: «Сын - сына», и наконец, взрослый щекочет ребенка под рукой, в подмышечной впадине, говоря при этом: «Хой – холтыас! Хылчих, хылчих, хылчих!» (в переводе с хакасского – указывает на названия частей руки – запястье, локоть и подмышка)
IV. В конверте бумажная кукла и элементы хакасского национального костюма.
Задание: одеть куклу и назвать предметы одежды по хакаски.
V. Черный ящик
- В ящике находится женское украшение. Хакасские женщины носят его на груди, считается что оно охраняет женщину от злых духов. Что это?
Ответ: пого.
VI. – В конверте портрет хакасского писателя. Назовите писателя и любое его произведение?
Ответ: М. Е. Кильчичаков.
В конце мероприятия ведущий отличает хорошие знания детей. Дети получают подарки (книги).