Ксения Неудахина
Творческо-познавательный проект для детей средней группы «Эволюция пуговицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность, цель, задачи проекта
Педагоги подготовил сообщение по теме «Эволюция пуговицы». При сборе информации по данной теме, они узнал много интересного о такой маленькой, «привычной вещице» – пуговице. Им захотелось ещё больше собрать информации о пуговицах и поделиться с детьми и коллегами этой информацией.
Публикация «Творческо-познавательный проект для детей средней группы „Эволюция пуговицы“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Застежка, украшение, амулет и даже знак отличия – все эти функции выполняет обыденная вещь, хорошо знакомая всем пуговица. Аккуратно застегивая свою одежду или, порой, расстраиваясь, обнаружив потерю этой маленькой детали, вряд ли кто-то интересовался историей происхождения этой нужной вещи. Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей.
Шло время, развивалась мода, изменялся и внешний вид пуговицы: она становилась более похожа на привычный для нас круглый предмет с дырочками для пришивания. Обережная функция потихоньку отошла на второй план, пуговица являлась своеобразным носителем информации.
Из чего только их не делали: из драгоценных металлов, кости, дерева, кожи, хрусталя, стекла, жемчуга и перламутра, драгоценных и поделочных камней. Пуговицами дорожили, ведь зачастую они представляли собой полноценные ювелирные изделия. Их передавали по наследству, оставляли в приданое, прятали в качестве кладов.
Для современного человека пуговица – не более чем функциональный предмет. Несмотря на обилие изобретений вроде кнопок, молний и липучек, эта маленькая помощница продолжает играть свою важную роль – соединять между собой части одежды. Кроме чисто утилитарных функций, она способна значительно изменить внешний вид одеяния: облагородить и украсить или, наоборот, испортить своей неуместностью великий дизайнерский замысел.
Разноцветные пуговицы – чем больше, тем лучше – всегда отличная возможность для творчества. Их можно клеить и пришивать, делать из них настенные панно и украшать ими одежду. Подобранные по цвету и размеру пуговицы могут стать чем угодно – листьями и цветами, ягодами и елочными украшениями, бусинами в ожерелье и браслете и пр. Красные пуговички – вишенки, белые или черные – колеса у машины или коляски. Пуговицы могут стать абсолютно всем, если пофантазировать.
Еще пуговицы могут стать застежками и для любых штор, и для коробок, и даже для поздравительных открыток, сделанных своими руками.
А если в ваших пуговичных закромах много маленьких перламутровых пуговичек, можно расшить ими диванную подушку. Для этого нужно пришить их чуть внахлест – так, чтобы они, как чешуя рыбы, полностью покрывали всю лицевую часть. Смотреться такая подушка будет очень необычно.
Всё выше перечисленное послужило для выбора проектной работы совместно с детьми средней группы по теме: «Эволюция пуговицы»
Проблема
Ежедневно мы пользуемся такими предметами, как нож, вилка, зеркало, иголка, пуговица и никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. О чём же может рассказать обычная в обиходе пуговица?
Цель
*Познакомить детей с категорией «Время».
*Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.
*Создать по продукту проекта мини-музей пуговиц в группе.
Педагогические функции музея
Развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;
Использование дидактических материалов, стимулирующих интерес к музейному искусству;
Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания;
Обогащение словарного запаса;
Формирование умений, навыков;
Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации
Задачи
*Познакомить детей с эволюционным развитием пуговицы.
*Продемонстрировать наглядный материал о различных видах пуговиц в разные исторические времена.
*Расширить знания детей об окружающем мире через «Ленту времени».
*Развивать мышление, активизировать речь.
*Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.
*Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
Теоретическая основа разработки и реализации проекта
Вид проекта
Тип проекта: познавательно - творческий.
Доминирующая деятельность: тематические познавательные и творческие занятия, художественно-продуктивная деятельность.
Предметно-содержательная область: оформить мини-музей о пуговице.
Сроки реализации: короткосрочный (январь-февраль 2014г.)
Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатели.
Основные этапы реализации проекта
Этапы реализации:
Подготовительный этап
Довести до участников проекта важность данной проблемы.
Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
Составить перспективный план мероприятий.
Основной этап:
Работа с родителями
Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами.
Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.
В родительских уголках разместить консультацию «Как научить ребенка понимать время?».
Работа с детьми
- Показ видео об эволюции пуговицы.
- Чтение рассказа Г. П. Шалаевой "Потерянная пуговица"
-Беседа о появлении и различных видов пуговиц.
-Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры «Ателье», «Магазин», «Семья».
-Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Выложи узор из пуговиц», «Подбери по цвету».
-Продуктивная деятельность:
-Рисование:
«Пуговичная фантазия».
«Печатаем узор» (штампы на листе)
-Лепка:
Изготовление из пластилина «Какие разные пуговицы!»
Изготовление картины из пуговиц, сделанных из соленого теста.
-Конструирование:
Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина и бросового материала:
1. Пуговичный домик.
2. Кружка и ложка
3. Ваза с цветами
4. Коврик для закаливания
5. Салфетка
-Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений:
1. Слоненок.
2. Коллекция интересных пуговиц.
3. Зимняя композиция
Рисуночные работы:
1. Плакат с изображением пуговичного городка
-Экспериментально-поисковая деятельность:
Рассматривание пуговиц под лупой.
Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
-Речевая деятельность:
Составление описательных рассказов о пуговицах. Изготовление книжек.
-Речевые упражнения: «Какая пуговица?»
«Подбери и расскажи».
Придумывание сказок и историй о пуговице.
Предметно-развивающая среда
Обобщающий этап:
Оформить выставку рисуночных работ «Пуговичная фантазия»
Представление мини-музея пуговиц.
Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц (панно, украшения для кухни, коврик для профилактики плоскостопия).
Проведение открытого занятия для детей, педагогов и родителей ««Как и когда человек использовал пуговицу в быту?»
Общественное признание результатов проекта
Приготовленный материал послужил педагогам в творческо-познавательной работе с детьми и родителями. Оформленный музей был представлен на конкурс-смотр среди педагогов в номинации «Время».
Таким образом, проведя исследование, педагоги и дети узнали, как через историю одной вещи можно понять категорию» Время». Дети познакомились с информацией о появлении пуговицы, из чего делали и делают пуговицы и назначение пуговицы. Можно сделать вывод, что пуговицы как в давние времена, так и в настоящее время имели и имеют не только магическое, украшающее назначение, но и функциональное, утилитарное назначение.
В разделе проекта "Актуальность" информация собрана из разных источников.