Елена Василькина
Творческий проект «Юные конструкторы» по конструктивно-модельной деятельности с детьми младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Конструктивная деятельность важна для гармоничного развития дошкольника: совершенствует мелкую моторику; формирует у ребё нка самостоятельность: стремление к достижению цели, креативность; воспитывает эстетические чувства; малыш получает важный опыт исследовательского поведения.
Развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что, возможности людей которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас не подозревают. Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным.
Публикация «Творческий проект „Юные конструкторы“ по конструктивно-модельной деятельности с детьми младшей группы» размещена в разделах
Цель проекта : развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Развитие восприятия, мышления и воображения.
Задачи:
• содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом;
• создать условия для экспериментирования и свободного конструирования, обыгрывания построек;
• познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств
• учить рассматривать и анализировать образец.
• развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки.
• совершенствовать память, усидчивость, творческие способности.
• воспитывать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам
Методы и приемы работы:
• наблюдение;
• показ и анализ образца;
• объяснение последовательности и способов выполнения постройки;
• пояснения, вопросы;
• художественное слово;
• игровые приемы;
• обыгрывание созданных построек;
• анализ и оценка процесса работы.
Формы организации:
• создание игровых ситуаций;
• проведение игр;
• индивидуальная работа с ребенком;
• коллективные работы;
• тематические занятия.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта : информационно-творческий
Тип проекта : долгосрочный
Описание проекта
Проект состоит из III этапов.
I этап - сентябрь – декабрь 2021г.
Начало работы по конструированию с малышами детского сада, заключается в обучении детей выполнять статистические постройки: башня, домик, заборчик, кроватка, стол, стул. Маленькие конструкторы ориентируются на показ взрослого, делают постройку по готовому образцу. Здесь используются детали только кубики или только кирпичики, бруски, а также сочетание двух разных геометрических фигур кубика и кирпичика, кубика и призмы, кирпичика и призмы.
II этап - январь – март 2022г.
На втором этапе проекта, ведется обучение конструированию построек, обладающими некоторыми признаками динамизма: машина, самолет, лодочка, поезд. Дети рады тому, что на этих конструкциях можно катать игрушки. Детали: брусок и кубик, 2 бруска или 2 пластины, брусок и треугольная призма. Из деталей: 2 цилиндра, пластин, кубик и брусок, дети смогли соорудить машину.
III этап - апрель, май 2022г.
Лего-конструирование. Обыгрывание конструкций «Путешествие в город игрушек».
Конструирование из бросового материала.
Социальная значимость проекта :
Раннее развитие у дошкольников интереса к конструированию, моделированию, стимулирование детско-научно-технического творчества.
Ожидаемые результаты:
• у ребенка будет развита крупная и мелкая моторики; сможет контролировать свои движения и управлять ими.
• у ребенка будет сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать.
• ребенок овладеет приемами индивидуального и совместного конструирования.
Конструктивная деятельность является, также, средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
-трудолюбие,
-самостоятельность,
-инициатива,
-упорство при достижении цели,
-организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки, играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
-умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
-работать дружно, не мешая друг другу.
Мероприятия в рамках проекта :
1. Консультация для родителей «Игры детей с использованием конструктора».
2. Акция «Конструктор и я-лучшие друзья». Создание технопарка в группе.
3. Коллективная работа детей по безопасности движения: «Осторожно, дети!» конструирование дороги.
4 Оформление фотовыставки «Дома бывают разные», «Транспорт», «Животные», «Зоопарк», «Роботы», «Мосты», «Вот что я умею».
Приложение 1
Перспективный план по конструктивно-модельной деятельности
в младшей группе
Цель: Развивать конструктивные способности детей.
Материалы: конструктор LEGO, деревянный конструктор, мягкий конструктор, модули, бумага, бросовый материал: зубочистки, палочки для мороженного, коробочки от киндера, природный материал: песок, снег, опавшие ветки.
Отличительная особенность: запланированы темы занятий с использованием разного конструктивного материала и с использованием материала для ручного труда.
Месяц Тема Цель
Сентябрь «Дорога» - конструирование из деревянного конструктора Учить выкладывать кирпичики плотно к друг другу.
Учить обыгрывать постройку – дорога для машин.
Воспитывать самостоятельность.
«Заборчик» - из деревянного конструктора Учить располагать кирпичики вертикально в ряд, подводит к простейшему анализу созданной постройки.
Развивать конструктивные способности.
Развивать внимание.
«Забор для огорода»
Формировать представления о высоте предметов, познакомить детей со способами сооружения заборов и конструкционными возможностями разных деталей.
«Дорожки широкая и узкая».
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения.
Октябрь «Дорожки»
Формировать умение строить дорожки, изменяя их длину надстраивая или заменяя детали.
«На чем мы сидим (стул, диван, кресло)»
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разных цветов.
«Кровать для мишки» - из деревянного конструктора Продолжать учить различать и называть строительные детали – кирпичики, сооружать новую постройку.
Вызвать чувство радости от удавшейся постройки.
«Построим шкаф для одежды».
Закрепить навыки прочного соединения деталей по образцу, обучать детей
Учить складывать квадратный лист по диагонали.
Ноябрь «Домик» - из мягкого конструктора Познакомить детей с новым видом конструктора, учить использовать детали конструктора для постройки дома.
Развивать конструктивные способности.
Развивать воображение.
«Башенка» - из мягкого конструктора. Учить строить высокую башенку, выстраивая детали в высоту.
Развивать глазомер, мышление.
«Построим шкаф для одежды».
Закрепить навыки прочного соединения деталей по образцу, обучать детей соотносить свои действия с правилом и образцом постройки.
«Кровать»
Формировать умение изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в ширину (узкая и широкая кровати). Развивать желание сооружать постройки самостоятельно.
Декабрь «Гараж для машины»
Выявить умения детей сооружать постройку, анализировать образец, выделяя основные части конструкции, детали из которых эти части построены.
Продолжать учить сооружать постройку, используя полученные ранее умения: приставлять детали друг к другу.
«Ворота»
Учить ставить кубики вертикально, делать перекрытия из кирпичиков. Учить дополнять постройку призмой или флажком. Закреплять знание названий деталей. Закреплять умения обыгрывать постройки.
«Автобус для зверят»
Учить детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой.
«Домик для игрушек».
Формировать умение замыкать пространство.
Продолжать развивать умение анализировать образец с помощью воспитателя, возводить постройку по показу способов конструирования.
Январь «Снеговик» - из снега на прогулке Учить строить из снега.
Обратить внимание на свойства снега: липкий, на морозе замерзает, на солнце тает.
Вызвать радость от построенного снеговика.
«Стул для медведя» из мягкого конструктора. Продолжать учить строить постройку из мягкого строителя, включать детали разного цвета.
Развивать конструктивные способности.
Воспитывать желание играть с постройкой.
«Конструирование по замыслу»
«Кукла Катя ждет гостей»
Закреплять полученные навыки. Учить, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, располагать кирпичики вертикально, ставить их на постройках детали разных цветов. Воспитывать доброжелательное, вежливое общение со сверстниками
«Машина для зайчат»
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, располагать кирпичики вертикально, ставить их на постройках детали разных цветов.
Февраль «Автобус»
Закреплять представление об автобусе и его частях. Побуждать строить автобус, плотно приставляя кирпичики друг к другу и накладывая их друг на друга. Познакомит с новой деталью цилиндром. Побуждать обыгрывать постройки.
«Садик для матрешки»
«Самолет» из бросового материала Закреплять умение замыкать пространство, устанавливать кирпичики на узкую грань вертикально и горизонтально, чередуя по цвету. Закреплять употребление слов: большая, поменьше, самая маленькая. Закреплять название деталей строителя. Вызвать желание обыгрывать постройки, побуждать к совместным играм.
Продолжать учить изготовлять поделку из бросового материала, используя палочки для мороженного.
Развивать глазомер, внимание.
Развивать творческие и конструктивные способности.
«Будка для щенка» - из деревянного конструктора Продолжать учить работать с деревянным конструктором, называть детали конструктора : кирпичик, столбик, пластина.
Подводить к простейшему анализу созданной постройки.
Вызвать желание помочь щенку: сделать для него домик- будку.
«Корабль» коллективная - из модулей Учить работать вместе, сообща, строить постройку из модулей.
Продолжать учить обыгрывать постройку, добавляя другие персонажи: моряк, капитан.
Развивать конструктивные способности.
Март «Ворота» - из конструктора LEGO
Учить располагать детали конструктора на определенном расстоянии, побуждать детей добавлять в конструкцию другие детали : соединить столбики.
Развивать конструктивные способности.
«Ежик» - из бросового материала
Учить изготовлять поделку, используя бросовый материал – зубочистки (иголки).
Развивать воображение, творческие способности.
Воспитывать усидчивость.
«Гараж для машины» - из конструктора LEGO
Учить сооружать новую постройку, используя полученные ранее умения.
Продолжать учить обыгрывать постройку.
«Поезд» - из конструктора LEGO
Выявить умения детей сооружать постройку, анализировать образец, выделяя основные части конструкции, детали из которых эти части построены.
Продолжать учить обыгрывать постройку: поезд для зверюшек.
Развивать конструктивные способности.
Апрель «Шкаф для посуды» - из бумаги
Учить складывать квадратный лист пополам, определяя линию сгиба.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитывать самостоятельность.
«Тачка» - из бросового материала
Продолжать учить изготовлять поделку из бросового материала, используя спичечную коробку и заранее приготовленные круги, вырезанные из бумаги.
Закрепить навыки работы с клеем и кисточкой.
Развивать творческие способности.
«Флажок» из бумаги Продолжать учить изготовлять поделку, используя бросовый материал- палочку для мороженного и бумагу (прямоугольный или квадратный лист)
Учить присоединять квадратный или прямоугольный лист к палочке.
Закрепить навыки работы с клеем.
Вызвать чувство радости от изготовленной поделки.
По замыслу – из конструктора LEGO Продолжать учить строить по замыслу, самостоятельно присоединять детали разного цвета.
Развивать конструктивные способности.
Май «Птичка» - из бросового материала Продолжать учить изготовлять поделку из бросового материала: коробочки из киндера, добавляя недостающие детали: крылья, клюв, глазки.
Развивать творческие способности.
«Коврик для кукол» - из бросового материала Продолжать учить изготовлять постройку из бросового материала, используя палочки для мороженного.
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев.
Вызвать желание помочь куклам.
«Заборчик для животных» - из опавших веток Учить изготовлять поделку, используя природный материал- ветки и пластилин.
Развивать глазомер, внимание.
Развивать творческие способности.
По замыслу из деревянного конструктора Продолжать учить строить по замыслу.
Закрепить названия деталей: кирпичик, пластина, столбик, призма.
Развивать воображение.
Развивать конструктивные способности.
Список литературы:
1. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» – М. : Издательский дом «Карапуз», 1993г.
2. «Развитие познавательных способностей детей в процессе дошкольного воспитания» Под редакцией Л. А. Венгера.
3. И. А. Лыкова «Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа» – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2015 г.
4. Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду». Программа и методические рекомендации: Мозаика-Синтез; Москва; 2010 г.
5. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду» М: Карапуз, 2011 г.
6. Соколова С. В. «Игрушки из бумаги» М: Махаон, 2012