Татьяна Шелепова
Творческий проект «Волшебный мир народного творчества «Родные просторы»
Воспитатели: Шелепова Т. Ю
Продолжительность проекта : долгосрочный
Срок реализации: март – май.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Хакасия – край мой, Родные просторы!
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы,
Навеки в душе сохраняться моей!
Публикация «Творческий проект „Волшебный мир народного творчества „Родные просторы“» размещена в разделах
Мы живем в богатейшей и прекраснейшей Республике Хакасия. И должны помочь детям узнать, чем красива и богата наша Земля. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связано с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей Поэтому сейчас актуально нам, взрослым, обращать внимание детей к народным истокам, к корням нашим, обрядам, традициям, народным промыслам.
Цели:
1. Формировать представления детей о народных промыслах Хакассии
2. Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
3. Развивать у детей познавательный интерес к хакасскому народному творчеству. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам хакасского орнамента,
Для достижения поставленной цели следовало выполнить ряд задач:
Задачи:
• Познакомить детей с народными промыслами.
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством Хакасси
• Закрепить умение выразительно читать стихи.
• Учить понимать образный смысл загадок.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Учить использовать растительные элементы.
познакомить детей с изделиями мастеров Хакассии их происхождением;
Наш проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
художественно-творческая деятельность;
познавательно-исследовательская деятельность;
коммуникативная деятельность;
игровая деятельность.
Особо хочется отметить сотрудничество с родителями. В нашей группе создается мини-музей «Народные промыслы Хакассии». Многие экспонаты собраны родителями. Они с радостью делились имеющимися в их семьях изделиями народных промыслов. А сколько радостных воспоминаний оставил праздник «Веселая ярмарка»! Родители вместе с детьми готовились к ярмарке и принимали активное участие в ходе всего праздника. Такие мероприятия сплачивают детский коллектив, приобщают к народной культуре и традициям нашего народа, способствуют формированию эмоционального благополучия детей. Большое удовольствие доставляет детям роспись на камне и бересте. А составление узоров из элементов различных росписей – это такой творческий процесс, который дает детям возможность почувствовать себя настоящими мастерами-умельцами. После ознакомлении с народными промыслами дети с большим желанием рисуют, делают аппликации, уже почти не путая виды народных росписей.
С неподдельным интересом всегда проходят занятия-экспериментирования. Дети освоили технику валяния шерсти.
Таким образом, проект на тему «Волшебный мир народного творчества- Родные просторы» очень интересен и многогранен. Проект развивает не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом, а это важное социально – нравственное качество личности.
материально-техническое обеспечение:
наглядно-демонстрационный материал по темам проекта, изделия народных промыслов.
Ноутбук для интерактивных игр по народному творчеству.
магнитофон для прослушивания народных хороводов,песен
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами Хакасии, мастерством умельцев, то это позволит нашим детям использовать полученные знания при изготовлении поделок, игрушек и будет достигнуто планируемое ознакомление с историей и культурой своего народа.
Методы реализации проекта :
Беседы: «Русские народные промыслы, что это такое?», «Загадочная береста», «Орнаменты хакасов» «Дымковские мастера», «Чем играли наши бабушки?», «Русская народная игрушка»,
Просмотр фильмов и презентаций по народному творчеству : «Волшебство народных промыслов», «История появления народных промыслов», «Народные промыслы хакасии»,
Чтение художественной литературы: Разучивание тематических стихотворений, песен и потешек. Хакасские народные сказки. Сказка о хитрой лисе. Мифы, сказки и легенды о Хакасии. Как птицы царя выбирали. Волшебный чатхан. Шестьдесят небылиц. Мальчик в бочке. Батрак Торсых Бай и охотник. Как мальчик заставил Смерть на себя работать. Два брата. Как бедняк бая обманул. Адычах и Кечох.
Продуктивная деятельность:
Рисование: «Роспись чашки с блюдцем», «Кукла здоровье», Роспись «Хакасский орнамент», «Хакасская лошадка», «Хакасская кукла»,
Лепка: «Подушечка для дорогих гостей»
Экспериментирование: «В поисках бересты», «Свойства бересты»; «Камень и его свойства», «Получение новых оттенков в красках», «Чудеса валяния шерсти»
Игровая деятельность:
Подвижные «Хакасские народные игры»
«Мелей тастазах» - «Подкидывание рукавицы». «Наездники». «Юрта».
«Хайыс–тартызах» - перетягивание ремня.
Дидактические игры: «Найди отличия», «Кому что нужно»,
«Чудо – узоры», «Собери узор», «Составь по образцу», «Лото народных росписей», «Угадай роспись по орнаменту», «Собери посуду (разрезные картинки)», «Платье для Тарины», «Обведи и раскрась», «Найди пару», «Назови правильно».
Работа с родителями:
Привлечь к сбору предметов народных промыслов для мини-музея.
Помогать детям разучивать стихи.
Рекомендация для родителей: в выходные дни посетить с детьми музей «Хакаскикий заповедник».
Консультации для родителей: «Декоративно-прикладное творчество», «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома», «Приобщение детей и родителей к хакасскому народному творчеству», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
Развлечение с родителями и детьми «Веселая ярмарка».
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный
Подготовительный этап включает в себя подготовку материалов к реализации данного проекта :
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, иллюстрации, фотографии и плакаты с элементами росписи).
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр.
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Основной этап:
Реализация творческого проект «Волшебный мир народного творчества-Родные просторы»
Литература.
1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. :
2. Сакулина Н. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» изд. Просвещение 1992г.