Светлана Неверова
Формирование художественных способностей и эстетического вкуса дошкольников. Творческий проект «Веселая мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование художественных способностей и эстетического вкуса дошкольников. Творческий проект
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Введение
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т. д., перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т. д. Все это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определенный уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов.
Публикация «Формирование художественных способностей и эстетического вкуса дошкольников, Творческий проект „Веселая мозаика“» размещена в разделах
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, был разработан проект : «Веселая мозаика».
Цель проекта :
Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой, с детьми старшего дошкольного возраста; Научить работать в технике торцевания. Украшение интерьера.
Задачи проекта :
• развивать мелкую моторику рук;
• способствовать правильному звукопроизношению;
• формировать художественные способности и эстетический вкус;
• формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценка.
Направление: творческое.
Сроки реализации: 1 год.
Планируемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию мелкой моторики рук, участие в выставках.
Этапы проекта :
Первый этап организационный (подготовительный)
• Разработка гипотезы, определение целей и задач проекта.
• Изучение необходимой литературы.
• Подбор методов и приёмов.
• Подготовка оборудования.
• Разработка материала
• Анкетирование и консультирование родителей.
• Диагностирование детей
Второй этап практический (реализация намеченных планов)
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.
Третий этап заключительный
• Подведение итогов по реализации проекта, планирование дальнейшей работы по нерешенным проблемам.
• Анализ результатов реализации проекта.
• Выставка работ.
• Презентация проекта.
Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции.
Технология торцевания заключается в следующем:
из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному.
Все это дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
СЕНТЯБРЬ
ДЕКАБРЬ МАРТ
• «Грибы»
• «Бабочка»
• «Снегирь»
• «Новогодняя елка»
• «Цветы для мамочки»
• «Морской конек»
ОКТЯБРЬ
ЯНВАРЬ АПРЕЛЬ
• «Крокодил»
• «Рыбка»
• «Дед Мороз»
• «Снегурочка» • «Дельфин»
• «Аквариум»
НОЯБРЬ
ФЕВРАЛЬ МАЙ
• «Свеча»
• «Новогодний шар»
• «Снеговик»
• «Стрекоза»
• «Улитка»
• «Цыпленок»
Работа в технике торцевания развивает не только мелкую моторику рук, но и развивает образное мышление, творческую активность, воспитывает аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду, прививает любовь к красоте, созданной руками человека.
УРОВЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Анализ полученных данных позволил составить «портрет» развития детей моей группы, а также выявить уровень развития в начале и конце учебного года.
Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете — ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное — счастливым! Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное.
Первые шаги в работе с гофрированной бумагой настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвет, мнет, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы. А задача педагога состоит в том, чтобы направить действия ребёнка для получения красивой работы, которая приносила бы чувство удовлетворения и гордости за свой труд. Всё это возможно, если правильно организовать коллективное, подгрупповое или индивидуальное творчество детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа с гофрированной бумагой является неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики руки и способствует формированию правильного звукопроизношения.
Список литературы:
1. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. – Спб: Питер, Изд. : Детство-Пресс, 2010.
2. Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. – Спб: Питер, Изд. : АСТ, 2010.
3. Беззубцева В. Г. Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. :«ГНОМ и Д», 2003.
4. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание. 1989. № 10.
5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций головного мозга ребёнка. - М., Изд: Педагогика, 1973.
6. Бумага гофрированная/Страна Мастеров [Электронный ресурс] URL : https:// stranamasterov.ru/