татьяна васильева
Творческий проект «В гостях у дядюшки Квадрата» в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект "В гостях у дядюшки квадрата!"
Тип проекта : познавательно-творческий, краткосрочный. (январь-май)
Авторы: воспитатель 1кв. категории Васильева Татьяна Сергеевна
Участники проекта : педагог, дети подготовительной группы №9,родители.
Таинственный мир превращенья бумаги,
Здесь все чародеи, волшебники, маги,
Творят они сказки своими руками,
И мир тот волшебный зовут Оригами.
Публикация «Творческий проект „В гостях у дядюшки Квадрата“ в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Актуальность темы:
В детстве все мы мастерили бумажные самолетики и кораблики, делали из газет простые шапки, вот только не знали, что занятие это называется- «оригами» и имеет солидный возраст.
Оригами- японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло к себе внимание многих, так как является не только увлекательным способом время проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе коррекционных.
Из опыта работы известно, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Оригами дает большие возможности работе пальцами- мелких движений не только много, но они еще и разнообразны. И это помогает решить сразу несколько проблем, с которыми мы сталкиваемся в своей практике.
Проблема первая – готовность ребенка к школьному обучению.
В школе обращают недостаточно внимания на развитие мелкой моторики ребенка. Главное для учителя научить писать, дать необходимый объем знаний. Неподготовленному ребенку трудно усвоить нужный материал, он не успевает за темпом урока. Поэтому главная задача детского сада – всесторонняя подготовка ребенка к школе. На своих занятиях мы развиваем такие познавательные процессы как память, внимание, логическое мышление,. Совершенствуем моторику рук и тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и его успешное обучение в школе.
Проблема вторая – дефицит игровой деятельности.
Ведущей в дошкольном возрасте является игра, а мы пытаемся увеличить объем информации, и на первое место ставим учебную деятельность. У детей практически не остается свободного времени, когда они могли бы самостоятельно играть. Таким образом, нам следует создать условия, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой.
Проблема третья – творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии ребенка через совершенство овладения техникой оригами.
Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус. Задача педагога помочь овладеть ребенку-дошкольнику техникой оригами, развивать самостоятельную творческую деятельность.
Проблема четвертая – применение готовых поделок в самостоятельных играх детей.
Очень часто мы не знаем, куда девать поделки, сделанные детьми. Отдавая их домой, они быстро приходят в негодность и подлежат выбросу. В группе хранить «мертвым грузом» тоже не годиться. Исходя из этого, мы решили создать театр оригами.
Проблема пятая – создание сюжетно-тематических композиций.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. На занятиях по оригами даются первичные знания о композиции: формирование чувство центра, симметрии, а также возможность применения различных художественных материалов и техник: коллаж, живопись, графика.
Проблема шестая – развитие коммуникативных способностей детей
Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Необходимо выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнять работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу. Складывая фигурки оригами, ребенок мысленно вкладывает в нее все свои добрые намерения и пожелания. Совместно с детьми мы создаем коллективные панно, выполняем оригинальные подарки своими руками, оформляем открытки, приглашения.
Цель проекта :
Овладение ребенком дошкольником техникой оригами
Задачи:
- познакомить детей с техникой оригами, пятью базовыми формами;
- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;
- научить «читать» пооперационную карту;
- изготовить поделки для театра оригами;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
Предполагаемые результаты:
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности:
· Пальчиковые игры;
· Сюжетно- ролевые игры;
· Работа с родителями;
· Дидактические игры;
· Трудовая деятельность;
· Чтение худ. литературы;
· Учебная деятельность;
· Театральная деятельность;
Этапы проекта :
1 этап - Подготовительный
.
На этом этапе было разработано перспективное планирование:
январь
^ Темы занятия: «Скалярия», «Золотая рыбка»
Февраль
Темы занятия: «Кораблик», «Космонавт "
Март:
Темы занятия: «Подснежник», «Открытка маме», композиция «Море»
апрель
Темы занятия: «Бабочка», «Цветы», «Божья коровка», композиция «Луг»
май
Темы занятия: «Жаба», «Камбала», композиция «Пруд»
2 этап – Практическая деятельность
Игровая деятельность
Сюжетно – ролевые игры: «Зоопарк», «Дом», «В деревне»
Д/ и: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Где чей дом?», «Зоопарк».
Пальчиковые игры: «Собачка», «Кошечка», «Лисичка-сестричка», «Мы делили апельсин», «Кулак, ребро, ладонь».
Словесные игры «Подбери слово», «Бывает - не бывает», «Про что сочиним».
НОД:
«Путешествие в Картонное царство бумажное государство»– ознакомительное тематическое занятие с изготовлением поделки «самолетик».
«Оригами чудеса» – тематическое занятие с просмотром презентации об истории оригами, знакомство с базовыми формами оригами.
«Ожившая сказка» - изготовление поделок к сказкам «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», используя пооперационные карты.
Рассказ воспитателя о жизни диких животных в зимнее время.
Отгадывание загадок с использованием поделок к сказкам, стихи о животных. Заучивание стихов о животных.
Рассказывание сказок «Репка», «Колобок», «Заюшкна избушка», пересказ по ролям.
Рассматривание иллюстраций по темам занятий, к сказкам и беседа по ним, характеристика животных- героев сказок.
Рассказы о животных, используя свою поделку
Творческое рассказывание - придумывание историй и сказок, героями которых являются поделки оригами (работа в парах, ведение диалога).
Физкультура;
Подвижные игры: «Петушок и горошина», «Медведь и пчелы», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Филин и пташки».
Художественное творчество :
Иллюстрирование книги по сказке «Рукавичка».
Рисование ледяного и лубяного домиков по сказке «Заюшкина избушка».
Рисование «Мой любимый герой сказки».
Рисование «Зимний пейзаж».
Оригами «Лебеди», «Кошечка»
Театр на палочках «Заюшкина избушка».
· Работа с родителями:
тематические беседы;
консультация «Совместные занятия с детьми дома»;
Папка-передвижка «Поделки в технике оригами»;
выставка работ детей;
подбор литературы по оригами;
мастер- класс;
3 этап - Анализ проектной деятельности
С помощью оригами я развиваю у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуются психические процессы, мелкая моторика рук, творческое воображение, пространственное мышление.
Детям моей группы нравится заниматься оригами потому, что на каждом занятии у каждого ребенка обязательно получается какая-нибудь фигурка — хуже, лучше, не важно, но зато своя!