МААМ-картинки

Творческий проект «Школа сказочников «У Лукоморья»

Людмила Уварова
Творческий проект «Школа сказочников «У Лукоморья»

Актуальность

Многие современные ученые и педагоги отмечали большое влияние, которое принадлежит сказке для становления личности ребенка. Они считают, что все самое значимое, усовершенствованное в течение нескольких веков, может и должно применяться в воспитательно-образовательной работе детского сада. Сказка представляет особенности отношений друг с другом, жизнедеятельность человека в обществе. Описания нравственных поступков вытекают благодаря действиям реальных героев, поведение которых важно для дошкольника, а не через абстрактные понятия.

Публикация «Творческий проект „Школа сказочников „У Лукоморья“» размещена в разделах

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Дети старшего дошкольного возраста не только с радостью слушают сказки, но и сами пытаются сочинять их. У детей словарь уже достаточно богат и разнообразен. Но дети все разные, кто-то из детей разговорчивее, а кто-то не умеет быстро и ясно изложить свои умозаключения. Бывает, что ребенок зажат внутренне, и ему тяжело проявить себя в коллективе.

В придуманной детьми сказке, пусть и отредактированной родителями, ребенок может так раскрыться, проявить свою фантазию и изобретательность, как он не проявлял себя в ежедневных делах группы. Сказка, написанная ребенком, создает ему ситуацию успеха, признание среди сверстников, самоутверждение.

Новизна: включает в себя вовлечение родителей в творческий процесс придумывания сказок, так как совместное творчество сплачивает детей, родителей и педагогов.

В связи с этим, я решила сплотить семьи воспитанников, объединив их общим творческим проектом, взяв за основу близкий и доступный материал для родителей и детей – сказку.

Сроки реализации: октябрь 2023 года – апрель 2024 года

Участники проекта : дети, родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта : Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок.

Задачи проекта :

Формировать интерес и эмоциональный отклик у старших дошкольников к сказочным произведениям.

Привлечь родителей к совместной деятельности с ребенком по сочинению собственной сказки и созданию рукописной книги.

Изучить с детьми части сказок, формировать творческое воображение при самостоятельном составлении разных частей сказки или небольшой сказки.

Развивать артистические способности воспитанников через театрализованную деятельность.

Способствовать развитию словаря, формированию грамматического строя речи, связной речи старших дошкольников.

Формы реализации проекта :

Речевые игры;

Информационно-познавательные беседы;

Художественно-речевая деятельность детей (составление описательных рассказов, сочинение историй, загадок);

Изобразительная деятельность, ручной труд;

Развлечения (пальчиковый, настольный театр);

Чтение народных сказок;

Сотворчество детей и родителей по сочинению и оформлению сказки.

Этапы проведения проекта

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

Анализ методической литературы.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.

Сотрудничество с родителями.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта.

Подборка книг, иллюстраций, картин; сбор бросового материала для использования в продуктивной деятельности.

II. Практический

1. Составление описательных рассказов, сочинение историй, загадок.

2. Придумывание эпитетов. Дети придумывают эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки. Для этого нужно вспомнить и сказать, какой он, найти самые точные и выразительные слова. Дидактические игры и упражнения: “Подбери словечко”, “Как еще можно сказать о герое?”.

3. Придумывание сравнений. Выполнение этого задания помогает развивать ассоциативные связи. Дидактические игры и упражнения: “На что похоже?”, “Придумай и скажи”.

4. Прием словоизменений. Этот прием помогает детям почувствовать разницу в оттенках слов. Дидактические игры: “Измени слово”, “Цепочка слов”.

5. Придумывание синонимов и антонимов к словам. Дидактические игры “Скажи наоборот”, “Подбери похожее слово”.

6. Сочинение сказочных историй с заранее обусловленным началом. Дидактическое упражнение “Продолжи историю”.

7. Сочинение сказочных историй по мнемотаблицам, по сериям картинок.

8. Коллективное составление сказок по картинкам, по сериям картинок. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия, поступки героев, чем закончились их приключения.

9. Сочинение историй по методу “сказка-калька” (по схеме известной сказки создается новая, похожая по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями). Это не копирование известной сказки, а лишь заимствование ее принципа, развитие самостоятельного сюжета.

10. Подготовка к театрализованной деятельности по одной из этих сказок.

11. Создание книжного уголка сказками собственного сочинения (при участии родителей).

III. Заключительный

Оформление выставки «В гостях у сказки».

Презентация для родителей, сотрудников детского сада.

Ожидаемые результаты работы над проектом

Развитие связной речи детей, обогащение словаря;

Развитие творческих способностей детей.

Создание условий, помогающих детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью;

Интеграция речевого развития с др. видами деятельности;

Воспитание у детей бережного отношения к продуктам рукотворного мира.

Совершенствование работы с семьей, создание условий для дополнительного общения детей и родителей.

Использованная литература:

Гиценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. Линка-Пресс. 2003.

Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 30-33.

Русские сказки, сборник в обработке О. А. Богдановой, Ленинград, 1991.

Сапогова Е. Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 78-80.

Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 2006. - 144 с.

Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М. :1967.

https://chelmami.ru/obzory/kak-pridumat-skazku.html

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/227001-tvorcheskij-proekt-sochinjaem-skazki-dlja-syn

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/429879-konspekt-zanjatija-skazochnyj-geroj

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Месяц,

неделя Форма работы Задачи

Октябрь

1 неделя Просмотр мультфильма «Лукоморье» (по произведению А. С. Пушкина) • Выяснить, откуда писатель брал героев для своих сказок : являются они его творческим воображением или они встречались ему ранее в литературе или в фольклоре.

Октябрь

2 неделя Беседа: «Моя любимая сказка», «Мой любимый

сказочный герой»

• Развивать устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Раскрыть ценности коллективного творчества детей. Развивать творческое воображение у детей.

Октябрь

3 неделя Беседа: «Для чего нужны нам сказки Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками. Развивать интерес к разнообразию сказочных героев, узнавать сказки по описанию.

Октябрь

4 неделя Беседа: «Чему нас учат сказки» (мораль). Воспитывать желание слушать сказки, понимать их глубокий смысл.

Способствовать развитию детского творчества, умению фантазировать.

Ноябрь

1 неделя Беседа: «Сказка в гости к нам стучится» (зачин, середина, концовка). • Формировать умения передавать события во временной последовательности, в соответствии со структурой сказки.

• Совершенствовать умения использовать в речи речевые обороты, соответствующие зачину сказки, повороту и концовки.

Развивать умение составлять свой вариант окончания сказки.

Ноябрь

2 неделя Беседа: Этап 1 «Сочиняем сказку сами» (Главный герой). Развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память. Учить работать по мнемотаблице. Воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству.

Ноябрь

3 неделя Этап 1 «Сочиняем сказку сами» (Главный герой).

самостоятельная работа в «ДНЕВНИКЕ СКАЗОЧНИКА» Развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память. Воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству.

Ноябрь

4 неделя Этап 1 «Сочиняем сказку сами» (Рисуем главного героя).

самостоятельная работа в «ДНЕВНИКЕ СКАЗОЧНИКА Научить детей изображать сказочных персонажей. Развивать чувства цельности композиции, память, творческое мышление, фантазию, воображение, наблюдательность, моторику руки, творческий подход к работе, умение создавать свой сказочный образ.

Декабрь

1 неделя Беседа: Этап 2 «Сочиняем сказку сами» (Где живет главный герой). Учить детей различать жилища разных героев сказки. Развивать творческую самостоятельность детей.

Декабрь

2 неделя Этап 2 «Сочиняем сказку сами» (Рисуем жилище главного героя).

самостоятельная работа в «ДНЕВНИКЕ СКАЗОЧНИКА Научить детей изображать жилище сказочного персонажа. Развивать чувства цельности композиции, память, творческое мышление, фантазию, воображение, наблюдательность, моторику руки, творческий подход к работе, умение создавать свой сказочный домик.

Декабрь

3 неделя Беседа: Этап 3 «Сочиняем сказку сами» (Что случилось с главным героем). Продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок. Развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы. Развивать способности творческого самовыражения.

Декабрь

4 неделя Этап 3 «Сочиняем сказку сами» (Что случилось с главным героем).

самостоятельная работа в «ДНЕВНИКЕ СКАЗОЧНИКА Развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память. Воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству.

Январь

2 неделя Беседа: Этап 4 «Сочиняем сказку сами» (Какая цель заставит главного героя сказки действовать). Закрепить знания по содержанию сказок. Расширять и обогащать словарный запас. Закрепить умение узнавать сказки.

Январь

3 неделя Этап 4 «Сочиняем сказку сами» (Какая цель заставит главного героя сказки действовать).

самостоятельная работа в «ДНЕВНИКЕ СКАЗОЧНИКА Развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память. Воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству.

Февраль

1 неделя Беседа: Этап 5 «Сочиняем сказку сами» (Препятствия для главного героя – Смелость города берет) Развивать у детей умение выражать свои впечатления, высказывать свое мнение и оценки поступков.

Февраль

2 неделя Этап 5 «Сочиняем сказку сами» (Препятствия для главного героя). самостоятельная работа в «ДНЕВНИКЕ СКАЗОЧНИКА Развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память. Воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству.

Февраль

3 неделя Беседа: Этап 6 «Сочиняем сказку сами» (Чем заканчиваются сказки) Развивать у детей творческое мышление, фантазию, внимание; речь детей, инициативу.

Февраль

4 неделя Беседа с детьми «Что такое театр?»

Дать представление о театре. Формировать интерес к разным театральным жанрам.

Март

1 неделя Знакомство с куклами Би-ба-бо. Умение управлять куклой. Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка».

Игры на изменение тембра голоса.

Закреплять правильное произношение всех звуков, слов, предложений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Прививать навыки управления куклами.

Март

2 неделя «Знакомство с пальчиковым театром.

Обыгрывание сказки «Теремок».

Обсуждение образов действующих лиц.

Игры на изменение тембра голоса. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности; познакомить с театром рук.

Учить интонационно - выразительно воспроизводить заданную фразу.

Март

3 неделя Знакомство с театром из деревянных фигурок.

Инсценировка сказки «Репка».

Игры на изменение темпа голоса. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности.

Учить интонационно и выразительно воспроизводить заданную фразу.

Март

4 неделя Демонстрация театра на фланелеграфе.

Игровое упражнение «Сочиняем сказку сами».

Упражнения на совершенствование интонационной выразительности речи Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Апрель

1 неделя Взаимодействие с партнером.

Чтение по ролям сказки «Маша и медведь».

Игры на изменение тембра голоса. Учить понимать эмоции партнера, мимику, жесты, читать текст выразительно, громко. Поощрять желание искать выразительные средства для создания игрового образа.

Добиться четкости произношения, выразительности речи.

Апрель

2 неделя Подготовка к инсценировке сказки на новый лад (Теремок или Репка)

Беседа «Почему выразительное чтение интереснее слушать».

Упражнения на совершенствование интонационной выразительности речи. Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности.

Учить интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

Апрель

3 неделя Подготовка к инсценировке сказки на новый лад (Теремок или Репка)

Работа над текстом, заучивание ролей (индивидуальное)

Упражнения на совершенствование интонационной выразительности речи. Учить понимать эмоции партнера, мимику, жесты, читать текст выразительно, громко. Поощрять желание искать выразительные средства для создания игрового образа.

Апрель

4 неделя Подготовка к инсценировке сказки на новый лад (Теремок или Репка)

Взаимодействие с партнером. Работа над текстом. Чтение по ролям.

Упражнения на развитие дикции, жестов, мимики. Развитие эмоциональной, связной, выразительной речевой сферы у детей.

Поощрять использование средств выразительности речи.

Май

1 неделя Подготовка к инсценировке сказки на новый лад (Теремок или Репка)

Репетиция с декорацией.

Повторение трудных эпизодов. Развитие эмоциональной, связной, выразительной речевой сферы у детей.

Поощрять использование средств выразительности речи.

Май

2 неделя Показ спектакля участникам проекта и детям других групп.

(* в зависимости от готовности детей) Вызывать чувство гордости за проделанную работу.

Май

3 неделя Упражнения на формирование выразительности речи. Совершенствовать умение использовать средства выразительности речи.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц Формы работы

Сентябрь Анкетирование родителей.

Октябрь Работа по поиску информации и иллюстративного материала по теме проекта «Школа волшебников «У лукоморья»

Ноябрь -Февраль Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе

Март -

Апрель Привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком по сочинению собственной сказки и созданию рукописной книги

Май Проведение выставки рукописной книги «Сочиняем сказки сами».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект для детей подготовительной к школе группы «Школа толерантности» Вид проекта: Социально - значимый Сроки реализации проекта: октябрь 2019 г. – декабрь 2019 г. Участники проекта: дети подготовительной к.

Краткосрочный творческий проект «Зоопарк»Краткосрочный творческий проект «Зоопарк» Разработала и провела воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №5 г. Сергиево Посада Орлова Надежда Владимировна. Подготовительная.

Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «По следам русских сказочников»Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «По следам русских сказочников» .

Педагогический проект «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!». ФотоотчетПедагогический проект «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!». Фотоотчет Проекта по познавательному, речевому, художестаено- эстетическому, социально- комиуникптивному развитию. Цель проекта: Вызвать у детей ностальгию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Школа сказочников «У Лукоморья»
Опубликовано: 26 августа 2024 в 18:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Школа сказочников «У Лукоморья»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Уварова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД