Наталья Кабанова
Творческий проект «Русские валенки» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект «Русские валенки»
Кабанова Наталья Валерьевна
Участники проекта : воспитатели, дети группы раннего возраста, музыкальный руководитель, родители.
Место проведения проекта : группа детского сада.
Тип проекта : информационно-творческий.
Сроки реализации: краткосрочный (14.02-17.02.2023г)
Введение:
Публикация «Творческий проект „Русские валенки“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?
«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью! Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. В ней не страшны лютые русские морозы. Валенки уникальны : без начала и конца, без шва и рубца. Производство настоящих валенок очень трудоемко. Валенки - это настолько практичная обувь, что народ начал слагать о них пословицы и поговорки, посвящать стихи, сочинять песни. Актуальность:
Реализация проекта «Русский валенок» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Цель: знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей русской обуви (валенки).
2. Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам.
3. Развивать воображение, фантазию, творчество.
Методы:
• Рассматривание иллюстраций о разных видов валенок;
• Беседа;
• Чтение художественной литературы:
• Прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки»
• Дидактические, подвижные игры;
• Расписывание валенка;
• Украшение валенка;
• Оформление выставки готовых работ.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Что лишнее?»
«Третий лишний»
Беседа: «Ай, да валенки»
Познавательное развитие
-Тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.
-Рассматривание разных видов валенок.
Речевое развитие
-Чтение стихов, потешек, поговорок про валенки.
-Чтение художественной литературы:
- В. Новиков. Сказка «Тёплые валенки».
Художественно-эстетическое развитие
-НОД Нетрадиционная техника рисования (ватными палочками) «Валенок нарядный»
-Аппликация «Украшения валенка»
- Пластилинография «Чудо – валенки»
Музыкальное:
-Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.
-Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой, песня «Саночки», муз. Филиппенко.
-Танец «Валенки» русская народная мелодия.
Физическое развитие
-Подвижные игр Работа с родителями:
-Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком.
-Чтение художественной литературы.
ы и эстафеты: «На прогулку мы собрались»,
«Прыжки в обруч».
Этапы реализации проекта Содержание
деятельности Ответствен-ный Сроки проведе-ния
Подготовительный Выбор темы
Составление плана работы воспитатели. 14.02.2023г
Реализация проекта 1. Беседа «Ай, да валенки» 2Рассматривание иллюстраций зимней одежды.
3. Дидактическая игра «Что лишнее»
4. НОД. Нетрадиционная техника рисования «Валенок нарядный»
6. НОД: Аппликация «Украшение валенка»
7. НОД: Пластилинография «Чудо – валенки»
8, Чтение художественной литературы. В. Новиков сказка «Тёплые валенки»
9. Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
10. Прослушивание песен, стихов, аудио записи русской народной песни “ валенки” Музыкальный руководитель,
воспитатели 14.02-16.02.2023г
Обобщающий Проведение развлечения с детьми «Праздник русского валенка!»
Выставка детских работ «Ах, валенки, да валенки!» Музыкальный руководитель,
воспитатели. 17.02.2023г
Оценка результативности работы над проектом.
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, а работа была организована по художественно-эстетическому направлению деятельности ДОУ.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек, русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры.