Екатерина Бачегова
Творческий проект «Праздники, традиции русского народа как средство формирования культурного развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий, долгосрочный.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитанники, воспитатели, родители.
Возраст детей : Подготовительная группа.
Проблема: воспитание любви к родной культуре, знакомство с русским народным творчеством.
Публикация «Творческий проект „Праздники, традиции русского народа как средство формирования культурного развития детей“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Проекты творческие
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Актуальность: Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Цель проекта : Приобщение детей к истокам народной культуры, в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи проекта :
Для детей :
Образовательные:
1. Формировать у детей интерес к традициям, культуре, обычаям, обрядам, искусству труду и быту русского народа.
2. Активизировать представления детей о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и строилась на основе народного календаря
3. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
4. Формировать у детей умение рассуждать, делать умозаключения;
Развивающие :
1. Развивать интерес к русским народным праздникам, особенностям русского характера (желание быть добрым, трудолюбивым, радушным, гостеприимным и заботливым хозяином).
2. Развивать нравственную и познавательную культуру дошкольников, творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия и художественное творчество.
3. Обогащать словарный запас детей типично русскими словами и выражениями.
Воспитательные:
1. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
2. Воспитывать культуру отношения к другому и самому себе.
3. Формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.
4. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Для педагогов:
- обобщить и распространить накопленный педагогический опыт по теме;
- проявить свою творческую инициативу в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач совместно с воспитанниками и их родителями.
Для родителей:
- найти новые подходы к взаимодействию детского сада и семьи во время совместной работы над проектом;
- активизировать участие родителей в жизни детского сада;
- повысить уровень педагогических знаний родителей;
- приумножить интерес родителей к русской народной культуре, традициям, природе.
Этапы реализации:
1-й этап: сентябрь – ноябрь
- опрос родителей по теме;
- накопление фольклорного материала: потешек, пословиц, поговорок, частушек, загадок;
-приобретение и изготовление пособий, русских народных костюмов по русской народной культуре;
- проведение досуга «Осенины».
- пополнение музыкального уголка русскими народными инструментами;
- пополнение фонотеки русской народной музыкой;
- создание презентации «Русские народные инструменты»;
- создание презентации «Русский народный костюм»;
- консультации для родителей: «Русский народный костюм», «Игрушки народных умельцев», «Как люди жили на Руси»;
- информация для родителей в родительском уголке о народных приметах
2-й этап: декабрь – февраль
-накопление фольклорного материала: народных игр, хороводов и т. д. ;
- пополнение фонотеки русской народной музыкой;
- консультации для родителей: «Интересные факты о Рождественских обрядах, гаданиях», «Хороводные игры»;
- информация для родителей в родительском уголке о народных традициях, праздниках;
- активное использование на занятиях с детьми народных песен, хороводов, игр,
-проведение досуга «Раз в крещенский вечерок», «Богатырские забавы».
3-й этап: март – май
- консультации для родителей: «Масленица».
-организация сюжетно-ролевых игр: «В русской избе»; «Посиделки».
- изготовление «Масленичной куклы»,
- проведение досугов «Масленица», «Жаворонки» («Встреча птиц»).
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей :
- развитые познавательные, творческие и коммуникативные способности детей на основе приобщения к русской народной культуре;
- дети, мотивированны на изучение прошлого своей страны;
- сформированное чувство гордости за русский народ;
- созданная мотивация к активному участию в преобразовании родной страны в будущем.
План работы по реализации проекта.
№ Мероприятия Дата реализации Ответственный
1 Проведение бесед на тему:
«Хлеб – всему голова»,
«Народный костюм».
Досуг «Осенины». Сентябрь Воспитатели
Музыкальный руководитель
2. Проведение бесед на тему:
«Как жили раньше. Русская изба»,
«Народный фольклор»,
«Народные приметы». Октябрь Воспитатели
3. Проведение бесед на тему:
«Народные промыслы»,
«Русские народные инструменты»,
«Прослушивание русских народных наигрышей». Ноябрь Воспитатели
Музыкальный руководитель
4. Проведение бесед на тему:
«Русская песня – душа народа»,
Разучивание русских хороводных танцев, песен, игр. Декабрь Воспитатели.
Музыкальный руководитель
5. Проведение бесед на тему:
«Зимние святки»
(Рождество, колядки, Васильев вечер, Крещение,
Досуг «Раз в крещенский вечерок». Январь Воспитатели
Музыкальный руководитель
6. Проведение бесед на тему:
«Русская народная кухня»,
«Богатыри земли русской».
Досуг «Богатырские забавы». Февраль Воспитатели
Музыкальный руководитель
7. Проведение бесед на тему:
«Масляная неделя»,
Досуг «Масленица»
Организация сюжетно-ролевых игр: «В русской избе», «Посиделки». Март Воспитатели
Музыкальный руководитель
8. Проведение бесед на тему:
«Вербная неделя»,
«Пасха».
Досуг «Жаворонки» («Встреча птиц»). Апрель Воспитатели
Музыкальный руководитель
9 Проведение бесед на тему:
«Традиции моей семьи».
«Герб моей семьи».
Май Воспитатели
Литература.
Л. В. Кокуёва Воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.
Традиции Ярославского края (народный календарь).
Длолфеев Ю. Русский праздничный народный костюм.