Швейдель Наталья Александровна
Творческий проект «Ожившие камешки»
Творческий проект "Ожившие камешки"
Искусство — зеркало, отражающее
того, кто в него смотрится
Оскар Уайлд
Обоснование проекта
Роспись по камню - очень древний вид искусства, который нам достался еще от наших предков. «Письмена» можно увидеть на камнях, скалах и сводах пещер. Широкую известность получили «Камни Ики». В начале 1960-х годов, в древних индейских местах захоронения были обнаружены погребальные
Публикация «Творческий проект „Ожившие камешки“» размещена в разделах
камни. На камнях изображены загадочные рисунки, изображающие сцены древней культуры, изображения динозавров с человеком. Много рисунков с изображением звезд, Солнца, комет, людей с подзорной трубой и даже есть изображения различных хирургических операций.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно-эстетического развития личности ребенка. Под художественно-эстетическим развитием дошкольников понимается процесс целенаправленного взращивания чувства прекрасного, развития способности воспринимать и ощущать красоту, как в искусстве, так и в повседневной жизни.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Рисование на
камнях, это ещё и тактильные ощущения. Изначально дети проводят обследование камня, выделяют его свойства. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться.
Актуальность проекта
Нетрадиционное, нестандартное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи, их характер и настроение. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, они развивают воображение, мышление, фантазию, придают уверенности в получении хорошего результата изобразительной деятельности. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Цель проекта :
Развивать художественно-творческие способности дошкольников; раскрыть значение нового, нетрадиционного приема художественного рисования на камне;
Задачи:
• изучать, закреплять и активно применять способы нетрадиционной техники в
изобразительной деятельности;
• научить детей расписывать камни красками, совершенствуя их умения
рисовать кистью разными способами;
• способствовать развитию интереса семьи к совместному детскородительскому творчеству.
• содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками
рисования;
Ресурсное обеспечение проектной деятельности
Проект выполняет требования к условиям реализации основной
образовательной программы, направленные на:
- приобщение к искусству;
- развитие творческих способностей;
- развитие детского художественного творчества, реализация самостоятельной
творческой деятельности детей;
- удовлетворение потребности к самовыражению.
Основные формы работы:
- фронтальные занятия;
- индивидуальные занятия ;
- воспитательные формы работы – беседы, посещение выставок ;
- индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения
на выставки.
Формы и методы обучения: групповая и индивидуальная форма, а также
работа с малыми подгруппами.
Формы проведения занятий: учебное занятие, открытое занятие, беседа, игра.
Методы:
- словесные методы (используются при беседе, рассказе, при анализе
художественного произведения);
- наглядные методы (используются при показе репродукций, фотографий,
видеоматериалов);
- практические (упражнения, импровизации, игры).
Описание проекта
В процессе реализации проекта планируется работа со всеми участниками образовательных отношений: детьми и родителями (законными представителями). Проект «Ожившие камушки» осуществляется в рамках основной образовательной программы дошкольной образовательной организации по образовательной области «Художественно –эстетическое развитие».
Сроки и этапы реализации проекта
Проект «Ожившие камушки» реализуется в три этапа.
Проект краткосрочный -2 недели.
Этапы реализации проекта
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Выбор темы проекта, изучение методической литературы.
Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования. Выяснить уровень развития творческих способностей детей; Разработать
календарно- тематический план.
2. ОСНОВНОЙ:
Подобрать художественное слово; пальчиковую гимнастику, дидактические игры;
Внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники;
Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в
план работы;
Критерии
Быть доступным с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
Знакомить с новыми приёмами работы, развивать ручную умелость;
Содержать изобразительно – выразительные средства создания
художественного образа;
Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
Условия, необходимые для овладения умениями и навыками:
Доступность нетрадиционных техник рисования для детей; использование различных форм занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр.
Создание предметно- пространственной среды;
Использование богатого иллюстративного материала;
Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
Выставка готовых детских работ.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие
руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что
влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.
Календарно- тематический план
Занятие Тема Программное содержание Материал
1 Путешествие в страну «Вообразилию» Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования – на камне. Развивать у детей интерес и желание рисовать на камнях. Камни, гуашь, кисть широкая, кисть тонкая, видеоматериал, наглядные пособия
2 «Божья коровка» Учить тонировать объемную форму (камень) и наносить на него рисунок. Развивать умения рисовать прямые линии и ритмично наносить пятна. Камни, гуашь, кисть широкая, кисть тонкая, видеоматериал, наглядные пособия.
3 «Цветочная полянка» Развивать творческие способности детей, фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к рисованию. Камни, гуашь, кисть широкая, кисть тонкая, видеоматериал, наглядные пособия.
4 «Ожившие камушки» Вызывать радость от проделанной работы. Выставка готовых детских работ (божье коровки и цветы, нарисованные на камнях).
Ожидаемые результаты
-Увеличить динамику высокого уровня развития по ИЗО;
-Сформированность учебно- познавательной компетентности;
-Умение применять усвоенные техники в изодеятельности;
- Способствовать самореализации личности ребёнка в художественном творчестве, стимулировать стремлением быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
-Организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для
Родителей;
-Организация выставки в ДОУ «Ожившие камушки».
Вывод:
Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств
является существенным условием для подготовки ребенка к школе.