Оксана Шендяпина
Творческий проект «Путешествие в мир сказок»
Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Сказка учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Публикация «Творческий проект „Путешествие в мир сказок“» размещена в разделах
Проект сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, осуществляется как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на развитие речевого общения, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, грамматический строй.
Интеграционный подход позволяет развивать в единстве познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребенка, повышает степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Интегрированные занятия – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
Использование интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, объясняется целым рядом причин:
мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
форма проведения интегрированных занятий интересна и нестандартна; снимается перенапряжение и утомляемость воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Тип проекта : творческий.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).
Значимая проблема, на решение которой направлен проект : дети любят сказки, но в наше время родители редко читают их детям, ещё реже рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о прочитанном. Так как электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу.
Цель проекта : создать оптимальные условия для развития речи детей; творческих способностей дошкольников средствами изобразительной и театральной деятельности; формировать навыки общения.
Задачи проекта :
создать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
обогащать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение слушать, внимательно следить за развитием сюжета.
способствовать формированию коммуникативных качеств; формировать умение пересказывать сказку.
дать детям положительный эмоциональный заряд, создать атмосферу непринужденности.
приобщать детей к миру театра через игру.
Ожидаемый результат:
содействие творческому развитию детей;
совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
развитие эмоциональной отзывчивости;
проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
знать и называть прочитанные сказочные произведения, тексты, персонажей;
знать различные виды театров и уметь показывать их;
уметь использовать различные средства выразительности;
Подготовительный этап:
уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
изучение литературы по теме
подбор материалов по теме проекта
ознакомление с передовым опытом
составление плана основного этапа проекта согласно тематическому планированию на неделю
консультация для родителей
подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал
оформление книжного уголка
Практический этап:
Совместная деятельность детей и воспитателя
проведение сюжетно-ролевых, театрализованных игр с элементами волшебства
проведение утренней гимнастики с элементами игр из сказок
подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята», «Мы весёлые зверята»
использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических представлений, в математических дидактических играх
использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы)
дидактические игры: «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя»
рисование героев сказок «Колобок» лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Колобок»
аппликации к сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок»
составление творческих рассказов : «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …», сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти
инсценировка сказки : «Колобок»
Самостоятельная деятельность детей
рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок
самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
Совместная деятельность детей и родителей
чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
заучивание отрывков из сказок
совместное творчество родителей и детей по изготовлению поделок, по сказкам
изготовление костюмов для драматизаций
просмотр картин, иллюстраций к сказкам.
Совместная деятельность воспитателей, детей и родителей
театрализованные представления
изготовление атрибутов к сказкам
подготовка к выставке
Заключительный этап:
участие в конкурсе «Театральная шкатулка» (сказка на новый лад : «Про козлят и про котят»
оформление выставки «Любимые сказки»
развлечение «Путешествие в мир сказок»
презентация проекта
Вывод:
Использование сказок в познавательной деятельности помогает эффективно решать проблему воспитания интереса к художественной литературе, развивать нравственно-эстетические чувства, формировать позицию гражданина, воспитывать волевые качества. Таким образом, педагогические, психологические возможности сказки неограниченны и многогранны. С помощью сказки и творчества педагогов формируется личность ребенка, его культура, положительное отношение к миру.
Список литературы:
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика – Синтез,2015.
Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ/Под ред. О. В. Дыбиной - М. : Мозаика – Синтез,2012.
Белая К. Ю. Рекомендации по осуществлению интеграции в ДОУ.
Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. –М. : Издательство ГНОМ, 2012.
Зарецкая Н. В. Праздники и развлечения в ДОУ. –М. : Айрис-пресс, 2008
Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. - М. : Мозаика – Синтез, 2010.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. –М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. –М. 1990.
Куцакова Л. В. Творим и мастерим. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.