Пахомова Анастасия Андреевна
Творческий проект «Моя первая книжка — малышка»
Детско – родительский игровой проект «Книжки-малышки»
Вид: познавательный, игровой.
Продолжительность: краткосрочный
По содержанию: социально – педагогический
По характеру: детско – родительский, в рамках ДОУ
Итоговый продукт: изготовленные детьми и родителями «Книжки – малышки»
Публикация «Творческий проект „Моя первая книжка — малышка“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Книги и книжки своими руками
- Книжки - малышки
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.
На мой взгляд, для формирования интереса к чтению и книге необходимо соблюдать следующие условия:
- учет возрастных особенностей развития ребенка;
- организация ежедневных чтений в свободной форме;
- создание книжных уголков (в домашних условиях и в ДОУ);
- тщательный подбор литературных произведений (разные жанры);
- беседы о книгах;
- вечера сказок, загадок;
- кукольные драматизации;
- сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами;
- привлечение в процесс формирования интереса к чтению родителей.
Восприятие художественных произведений на разных ступенях развития детей носит различный характер и имеет свои особенности. Характерной чертой восприятия художественного произведения детьми является единство "чувствующего" и "мыслящего".
К сожалению, большинство родителей не желают читать, не хотят видеть пользу от чтения. Взрослые не проявляют интерес к книге, не понимают ее роль в жизни ребенка, не знают тех книг, которые будут важны малышу, не следят за новинками литературы, не умеют интересно беседовать с малышом, не могут быть искренними в выражении своих чувств.
Я уверена, что художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами "сгущенной информативности", т. е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченные временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты, при правильном их подборе могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям.
Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон для развертывания других форм совместной деятельности взрослого в детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой, объединяя их в целостном образовательном процессе.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обязанность воспитателя привить детям любовь к книге, уметь слышать и чувствовать литературное произведение. Воспитатель может организовать работу с родителями, устраивая литературные гостиные, где родители могут обмениваться друг с другом опытом, как они прививают любовь детей к книге.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Именно поэтому для работы в рамках данной проблемы я решила использовать проектный метод, так как считаю его наиболее эффективным в системе воспитания дошкольников и работе с родителями.
Объект проектной деятельности : приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.
Предмет проектной деятельности : речевое и художественно – эстетическое воспитание дошкольников.
Цель проекта : развить устойчивый интерес к книге, а так же бережному отношению к ним. Развивать потребность к чтению художественной литературы.
Задачи:
- способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы;
- воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения разных жанров, эмоционально откликаться на воображаемые события;
- воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.
Гипотеза:
В результате реализации проекта у детей и родителей будет развит интерес к совместному чтению художественной литературы, к сотворчеству. Дети будут более бережно относиться к книгам, познакомятся с творчеством детских писателей и поэтов. Будут оформлены «Книжки – малышки».
Ресурсное обеспечение:
- Информационное (литература по теме, иллюстрации, плакаты, видеоматериалы).
- Кадровое (воспитатель, дети 2 младшей группы, родители).
- Нормативно – правовое (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва 2014 г;
Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»).
Ожидаемый результат:
- У детей появится больший интерес к произведениям художественной литературы.
- Повысится педагогическая культура родителей, рефлексивное отношение к себе как к воспитывающим взрослым.
Последовательный перечень этапов
Этапы работы над проектом
Деятельность
Сроки
Подготовительный
1. Выбор темы изучения в соответствии с интересами и возможностями, обсуждение с детьми и родителями.
2. Изучение методической литературы.
3. Подбор литературных произведений, иллюстраций, видеоматериалов.
19.09.22.- 24.09.22
Практический
1. Чтение художественной литературы, заучивание потешек, стихотворений с воспитанниками.
2. Консультации для родителей.
3. Литературная гостинная «Читаем стихи вместе с мамой и папой».
4. Акция «Поменяемся местами: родители проводят с воспитанниками дидактические игры по развитию речи».
5. Круглый стол для родителей «Роль чтения в вашей семье»
6. Творческая мастерская «Изготовление книжки – малышки»
19.09.22.- 24.09.22
3 Заключительный
1. Анализ проведенной работы.
2. Обобщение материалов.
3. Выставка книжек – малышек, изготовленных детьми и родителями.
19.09.22.- 24.09.22
Итоговый результат: В результате проведенной работы дети познакомились с творчеством детских писателей; научились ремонтировать книги; были созданы «Книжки-малышки» по прочитанным книгам. В процессе изготовления книги развивается речь ребенка, творческое мышление и мелкая моторика рук.