Наталья Потапова
Творческий проект «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 197» комбинированного вида
Творческий проект
Направление:
Патриотическое воспитание
Образовательная область:
Познавательное развитие
Автор-составитель:
Потапова Н. Е.
Тип проекта : краткосрочный
Барнаул
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка. Цель и задачи проекта
Публикация «Творческий проект „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
1.2 Планируемые результаты работы
Раздел 2. Содержательный
2.1 Подготовительный этап
2.2 Продуктивный этап
2.3 Обобщающий этап
Раздел 3. Организационный
3.1 Предметно-пространственная развивающая среда
3.2 Оборудование помещения для реализации проекта
4. Библиографический список
Приложение №1.
Стихи и богатырях
Приложение №2.
Пословицы и поговорки.
Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка. Цели и задачи проекта
«Гордиться славою предков не только можно, но и должно»
А. С. Пушкин
Создание данного проекта направленно на формирование знаний у детей дошкольного возраста о русских богатырях – защитниках земли русской.
Актуальность темы.
В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России. Знакомя детей с произведениями русских писателей («Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, у детей возникли вопросы «Как называлась одежда и доспехи богатырей?», «Какое оружие у них было?», «Как стать богатырем?». Мы сделали вывод, что у детей недостаточно сформированы представления о былинных богатырях.
Организация проекта «Богатыри земли русской» разработан в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организацию режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
- федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства Обрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
- приказом Министерства обрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Цель:Способствовать формированию знаний у детей о русских богатырях.
Задачи:
1. Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о былинных богатырях – защитниках земли русской;
2. Формирование представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси;
3. Развитие детского творчества в продуктивных видах деятельности;
4. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны;
5. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Участники:
Дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
Оборудование: Мультимедийный проектор
1.2 Планируемые результаты работы.
Полученные знания о богатырях будут способствовать дальнейшему развитию нравственно – патриотических чувств у детей, интереса к жизни своих предков и уважительному отношения к своей культуре.
Раздел 2. Содержательный
2.1 Подготовительный этап
Деятельность педагога:
-подбор иллюстраций и фотографий по теме проекта;
-изучение литературы, посвященной теме проекта;
-оборудование места в группе для организации выставки фотографий и рисунка на тему: «Богатыри земли русской».
Деятельность детей:
-знакомятся с богатырями : Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич;
-высказывают свои впечатления об услышанном и увиденном;
-творческие работы по изобразительной деятельности: лепка, рисование.
Деятельность родителей:
-знакомятся с проектом, его организацией;
-предлагают свои идеи.
2.2 Продуктивный этап
Деятельность педагога:
-проводит беседы о трех богатырях : Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич;
-оформляет альбом детских рисунков;
-отбирает материалы для создания выставки фотографий и детского рисунка на тему «Богатыри земли русской»;
Деятельность детей:
-рассматривают иллюстрации и фотографии о трех богатырях;
-разучивают стихи;
-составляют рассказы о богатырях;
-рисуют полюбившихся героев.
Деятельность родителей :
-вместе с детьми рассматривают дома иллюстрации о богатырях;
-просматривают мультфильмы, сказки, былины;
-рассказывают детям о истории Русского народа;
-принимают участие в сборе материала для создания выставки фотографий и детского рисунка на тему «Богатыри земли русской».
1 день "Знакомство с историей русского народа"
Задачи:
-способствовать развитию познавательного интереса к истории русского народа;
-учить внимательно, слушать рассказы о достопримечательностях русской земли;
-учить запоминать стихотворения, посвященные этой теме;
-способствовать формированию эмоционального отношения к услышанному;
-рассказать и показать форму одежды русских богатырей – кольчуга, меч, щит, шлем, копье.
Формы работы:
-чтение книг и рассматривание иллюстраций по теме;
-разучивание отрывка из стихотворения;
2 день "Знакомство с Ильей Муромцем"
Задачи:
-способствовать развитию познавательного интереса к данному персонажу;
-учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы по данному герою.
Формы работы:
-просмотр презентации про Илью Муромца»,
-чтение книг и рассматривание иллюстраций.
3 день"Алеша Попович"
Задачи:
-способствовать развитию познавательного интереса к данному персонажу;
-учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы по данному герою.
Формы работы:
-просмотр фрагмента мультфильма Алеша Попович и Тугарин змей»
4 день "Добрыня Никитич"
Задачи:
-способствовать развитию познавательного интереса к данному персонажу;
-учить внимательно, слушать и отвечать на вопросы по данному герою.
Формы работы:
-просмотр иллюстраций данного героя;
-разучивание стихотворений про богатырей.
5 день создание выставки фотографий, иллюстраций и детского рисунка на тему: «Богатыри земли русской"
Задачи:
- Формировать знания детей о трех богатырях;
- Продолжать знакомство с культурными явлениями;
- Воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Формы работы:
Оформление выставки творческих работ «Богатыри земли русской».
2.3 Обобщающий этап
Деятельность педагога:
-организация, оформление выставки фотографий и детских творческих работ на тему «Богатыри земли русской».
Деятельность детей:
-участвуют в завершении оформления выставки;
-повторяют разученные стихи и песни о богатырях;
-делают вывод, что надо любить и беречь родной край, знать историю своего народа и уважительно относиться к нему.
Раздел 3. Организационный
3.1 Предметно-пространственная развивающая среда
Предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает:
-реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-учет возрастных особенностей детей.
Предметно-пространственная развивающая среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной развивающей среды.
3.2 Оборудование помещения для реализации проекта
Вся проектная деятельность проводится в групповом помещении, оснащенная всем необходимым оборудованием. Согласно ФГОС пространство помещения для пребывания детей может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов.
В групповой комнате есть такие зоны как:
1. Книжный уголок.
В уголке представлены народные сказки: «Сказки о богатырях малышам», «Пять сказок Добрыня – богатырь». «Русские богатыри»; книжное издание: «Россия – наша Родина».
2. Зона для настольно – печатных игр: пазлы, достопримечательности России, разрезные картинки: «Собери Российский флаг»; игры-ассоциации: «Чей дом», «Узнай улицу» и др.
4. Библиографический список
1. Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране Издательство: Просвещение, 2009 г.
2. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников, М., 2008.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, М., 2001.
4. Методические рекомендации к программе «Программа воспитания и обучения в детском саду»/ под ред. М. А. Васильевой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
5. Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой и др. – Волгоград: издат. «Учитель», 2011.
6. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011 г.
7. Большой энциклопедический словарь: Музыка / Г. В. Кеддыш, - М., 1998. – 31 с
Приложение №1.
Стихи и богатырях
А Илья-то Муромец
Был лихой казак,
Настоящий он боец
И большой добряк.
Богатырь всея Руси,
Как гора кулак,
Званье с гордостью носил
Он не просто так.
Рядом, у Чернигова,
Враг стоял стеной,
И вопил неистово,
И грозил бедой.
Силу ту великую
Потоптал конём,
Страшную и дикую
Поколол копьём!
Скачет Муромец один
В стольный Киев-град.
Соловей в гнезде сидит,
Он Илье не рад!
Соловья-разбойника
С дуба сбил стрелой.
Понимают школьники:
Муромец – герой!
Добрыня – русский богатырь,
Никитич – отчество его,
Он быстро рос и вверх, и вширь
И побороть мог всех легко.
Но говорила часто мать:
- Я лишь добра тебе хочу,
Ты, мой сыночек, должен знать,
Внимай, чему тебя учу, -
Сорочинскую гору ты
Впредь стороною обходи
За две, не то за три версты:
Там ждёт опасность впереди.
И не ходи к Пучай-реке,
Змеёнышей не потопчи,
Пускай резвятся на песке,
И ты погрейся на печи.
Добрыня матушке не внял,
Купался в реченьке Пучай
И принуждал топтать коня
Змеёнышей-то сгоряча.
Ударил тотчас жуткий гром,
Исчез последний солнца луч,
И появляется притом
Злой Змей Горыныч из-за туч.
Добрыня взял большой колпак
Да бросил Змею прямо в глаз,
(В таких делах он был мастак,
И победил змеюку враз!
И попросил пощады Змей:
- Не буду я летать на Русь,
И ты змеёнышей не смей
Топтать на круче поутру.
А сам нарушил уговор:
Пришлась Забава по нутру.
Унёс племянницу Змей-вор
В свою глубокую нору.
Печален князь был целый день,
Негодовал и Киев-град,
И люд окрестных деревень
Желал племянницу – назад.
Воссел Добрыня на коня –
Забаву должен он вернуть.
Её Горыныч охранял
Внимательно, не как-нибудь.
Не растерялся богатырь
И первым тотчас же напал,
А Змей шипел на все лады,
Но был убит им наповал.
Творить не будет больше зло :
Людей неволить взаперти.
Досталось Змею поделом,
От кары он не смог уйти.
Алёша Попович, сын русской земли,
Искал богатырскую славу.
Дороги Ростова в град Киев вели
По вешним полям и дубравам.
Тугарин тот край разоряет, злой змей,
Осилить Поповича хочет.
Алёша взмахнул булавой посильней,
Огрел его в лоб что есть мочи!
Посыпались искры у змея из глаз:
Удар был достаточно точен.
Его богатырь подхватил в тот же час
И крепко к седлу приторочил.
Встречает их с радостью Киевский князь,
За стол приглашает гостей он,
Пастись богатырь отпускает коня,
И сам подкрепиться намерен.
Но яства: гусь жареный, сбитень, и сиг,
И крепкие вина тем паче –
Бессовестный змей проглотил в тот же миг
И новую битву назначил.
Не хочет Попович победу отдать:
Он храбро сражаться умеет,
Но хитро сказал: «За спиной твоей рать!»
И саблей ударил по шее.
Приложение №2.
Пословицы и поговорки.
На вид богатырь, а сердце как у птенца.
Плохой воин — богатырь для своих знакомых.
Хорош богатырь, коли пьян с вина на алтын.
Каждый сам себе богатырь.
Богатство — до первого бурана, богатырь — до первой пули.
Богач не бессмертен и богатырь не вечен.
Богатырь умрёт, имя его останется.
В знакомом месте чтут силу, в незнакомом — одежду.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Головой думай, а силой борись.
В руке джигита сила львиной лапы.
Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.
Богатырь — от силы, красноречивый — от мудрости. (киргизская пословица)
Кто на свою силу надеется — не угрожает. (абхазская пословица)
Богатыря узнаешь на поле брани.