Ершова Валерия Викторовна
Творческий проект «Абвгдейка»
Творческий проект
Актуальность
Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач дошкольного образовательного учреждения, где дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы – рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения.
Публикация «Творческий проект „Абвгдейка“» размещена в разделах
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения им грамоты и чтения. В исследованиях Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой доказано, что письменная речь формируется на основе устной. Для успешного овладения чтением, как отмечают авторы, необходимо, чтобы у ребенка были достаточно развиты мышление, речевой слух и «особое зрение на буквы», которые способствуют запоминанию начертанию букв без особенного труда.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма.
. Исходя из этого, нами была выделена проблема:
- дети с ОНР испытывают трудности в освоении букв, установлении связи между звуком и буквой, осложняющий процесс обучения грамоте.
.Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, педагогами был разработан проект «АБВГДейка».
К участию в проекте были приглашены дети подготовительной школе группы, их родители, учителя -логопеды и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.
Актуальность проблемы обозначила выбор цели проекта : закрепление акустического и графического образа букв русского алфавита, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе коррекционно-развивающей работы.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• знакомство детей с алфавитом, как набором букв (графических изображений звуков);
• закрепить графический образ буквы через максимальное включение анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, тактильный);
• активизировать словарь детей, развивать связную речь;
• развивать творческое воображение, мышление, память, восприятие, внимание;
• развивать художественно-конструктивные способности детей;
• создать условия для активной совместной познавательной и творческой деятельности детей и родителей;
При реализации проекта использованы следующие методы и приемы:
• Наглядные – наблюдение за показом написания букв, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.
• Словесные – беседа, объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.
• Практический -дидактические игры, дидактические упражнения, дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Оформление Азбуки «33 страницы», изготовления коллажа «Умные мини – сказки»;
В процессе реализации данного проекта прогнозируются ожидаемые результаты:
--умение различать буквы алфавита (визуально и на слух, умение устанавливать связь между буквой и звуком;
-создание альбома «33 страницы»;
-изготовления коллажа «Умные мини – сказки»;
-улучшение работы по взаимодействию с родители, активизация позиции родителей, как участников коррекционно – образовательного процесса в ДОУ.
Реализацию проекта осуществлялась в три этапа:
1этап. Подготовительный.
• Данный этап реализовывался в течение двух недель, за этот срок была проделана следующая работа:
• выбор темы, постановка цели и задач, актуальности и значимости проекта;
• перспективное планирование;
• разработка конспектов занятий по обучению грамоте;
• подбор методической литературы, наглядно–дидактического материала по данной теме;
• работа с педагогами и родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2- этап. Основной (практический)
• проведение НОД по обучению грамоте;
• внедрение в коррекционно–образовательный процесс новых форм работы с детьми, педагогами, семьей.
- совместное творчество детей и родителей «Иллюстрирование буквы.
3 этап – заключительный
• подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
• оформление альбома 33 страницы;
• создание коллажа «Умные мини - сказки»;
• презентация проекта;
• видеосъемка работы родителей с детьми в домашних условиях
Этот проект значим для всех его участников: Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
В ходе основного этапа работа по изучению букв русского языка детей старшего дошкольного возраста была организована через комплекс традиционных и нетрадиционных игровых приемов.
Прием – выделение начального звука из слова по картинке. Для выделения звука из слов используются игры «Определи первый звук в слове», «Кто в домике живет», «Найди место звука в слове», «Собери букет», «Поезд». После выделения звука из состава слова, детям предлагается графический образ письменного обозначения данного звука, т. е. буквы.
Дополнительно можно делать подбор зрительного образа к букве.
«На что похожа буква «У»? (на заячьи уши, на рогатку и др.) Желательно, чтобы в названии зрительного образа был звук, обозначаемый данной буквой: У – уши заячьи, О – обруч, А – арка, П – перекладина и др.)
Для улучшения сенсомоторного восприятия можно ощупывать буквы – буква – из пластилина, пенопласта, пластмассы, из ткани, узнавать ее закрытыми глазами.
Также один из успешных методических приемов – рисование буквы в воздухе (с образцом и без образца, на ладони, спине ребенка.
Выкладывание, конструирование буквы - используются природный материал, пластилин, спички, счетные палочки, нитки, веревочки, магниты, липучки, резинки, проволока.
На закрепление зрительного гнозиса проводятся дидактические игры: «Нахождение буквы по образцу», «Найди такую же букву», «Узнай буквы», «Допиши буквы», «Какая буква спряталась?», «Узнай недописанную букву», «Найди правильно написанную букву».
Работа с родителями велась на семинарах - практикумах, индивидуальных консультациях и т. п.
В начале ноября для родителей воспитанников был проведен семинар – практикум «Читайте вместе с детьми», на котором родители познакомились со значением книги в жизни ребенка и обучению пересказу для развития связанной речи как формирования полноценной личности ребенка.
На индивидуальных консультациях с воспитателем родители получали советы по формированию обучения пересказу детей, подготовке их к обучению в школе; получили представления о работе воспитателя, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома.
• Родители приняли активное участие в проекте. Ими были созданы альбомы «Мои любимые сказки», «Иллюстрации рассказов о букве»; демонстрационный материал для занятий. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.
• Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения (рисунок, выполнение из различного бросового материала) и создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове) .Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.
совместное творчество детей и родителей «Иллюстрирование буквы.